Специально по родинам и музеям писателей и поэтов я с туристическими целями никогда не ездил - иммунтет у меня выработался на рифмы. Если разве что только так иногда приходилось - с оказией...
Маму угораздило родиться в аккурат в в той же деревне, откуда произошел Константин Михайлович Мицкевич (творческий псевдоним - Якуб Колас), а дорога в Рязань, где вечно какая-то пьянка происходит, пропустить которую нельзя, проходит мимо Константиново, родины Есенина. И тот и другой, кстити, скромного происхождения...
И что я вам хочу сказать... Они, конечно же разные, эти поэты. Но родились и творили примерно в одно и то же время - на переделе веков XIX-XX. И оба любили всплакнуть сентиментально по картинкам природы родного края. Видимо, это нормально для простых сельских парней, попавших волей судеб и своих бесспорных талантов в асфальтово-чиновные города - Константин - в Вильно, Сергей - в росийские столицы.
Я приведу случайные строки работ каждого из них, чтобы обратить внимание на присущий их творцеству масштаб любви поэтов к природе родных краев, в основном использующей в качестве объектов ностальгии скромную фауну среднерусской и минской возвышенности (что, в общем-то, практически одно и то же).
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
(перевод на русский, на белорусском в сто раз красивее, но что поделать...)
О, родной край, край пригожий!
Милый край моих дедов!
Что милей на свете божьем
Этих светлых берегов,
Серебром где льются речки,
Где леса-боры растут,
Пахнет медом, сеном, гречкой,
Разговор поля ведут;
Этой шири безграничной
И болот твоих, озер,
Где под звуки волн криничных
Думы думает простор;
Где, поникнув, плачут лозы,
Навевая боль и жуть,
Где печальные березы
Провожают в дальний путь?
Есенин был приличной шельмой, конечно же, как человек, говорят, но стихи писал изрядные. Такие, что и девушкам нравятся, и романтическим матронам, и шансонским музыкантам.
Сергей, почти что наш современник, умел пустить слезу по стволу березы так, что аж щемило в груди. И русские просторы средней полосы у него выходили так карамельно, что хотелось обязательным образом приобрести себе дачу именно в такой лубочной глубинке. Понятно, что живоописал ландшафты Есенин по образу и подобию своих родных мест, которые я сейчас покажу в доступной iPhone красе пикселизации и цветопередачи.
Сергей, почти что наш современник, умел пустить слезу по стволу березы так, что аж щемило в груди. И русские просторы средней полосы у него выходили так карамельно, что хотелось обязательным образом приобрести себе дачу именно в такой лубочной глубинке. Понятно, что живоописал ландшафты Есенин по образу и подобию своих родных мест, которые я сейчас покажу в доступной iPhone красе пикселизации и цветопередачи.
Мицкевич, жертва пропагандистской машины советской Белоруссии, кончено, не был таким удачливым привлекательным мерзавцем и тираном женщин ... харизмы Сергея, равно как и успеха, ему не доставало. Да оно и понятно - вместо локонов Сережи у Константина - ранние залысины. Вместо здорового рязанского румянца Есенина у Мицкевича - туберкулезные пятна. Тут бы здоровье поправить - не до баб-с!... Но речь сейчас не об этом...
Я к чему веду? Побывав лично на родинах поэтов, я для себя решил однозначно - они все жили в удивительно природно красивых местах. Таких необычно привлекательных, что дух захватывает просто от созерцания. Но это еще не все. Одним зрительным рядом этого не объяснишь. И берег Оки Есенина и Нёмана у Мицкевича чрезвычайно насыщенны некоей спокойной благообразной энергией заполняющей тебя доброты, сильной, но человечной.
Это настолько явственное ощущение - когда ты в шумном безмолвии природы оказываешься там - чувствовать, что тебя распирает до грудного томления этой спокойной красотой, что поневоле понимаешь - в таких местах и ДОЛЖНО РОЖДАТЬСЯ ПОЭТАМ.
Думаю, что если каждый день обнаженными чувствами подростка ты касаешься гармонии природы, дарованной местам происхождения наших героев, у тебя почти не остается выбора - приходиться спиться или стать поэтом...
Впрочем, смотрите и решайте сами:
Краешек дома Есениных... Вид из подворья на берег, где храм...
Теперь фотографии нёманщины Константина Мицкевича, сделаны прошлым летом, скорее, весной. Это берег Нёмана, так называемый "Высокий берег" недалеко от деревни Николаещина, в районе Русаковичей.
Обратите внимание на комнатный масштаб белорусской природы красоты по сравнению с российскими просторами.
Здесь и дальше все фотографии сделаны с одного пятачка радиусом 300-500 метров.
Вот такой там лес. И следы человека (гуманного к экологии). Сосна разная, шишечки набросаны художественно, фисташковая травка, аккуратный подход к торфяной воде быстрой речки, где с рыбалкой почему-то традиционно не очень...
И, наконец, "контрольный" снимок - вполне календарного вида общий вид той части природы Минщины, которая и под Литвой и под Поляками столетиями ходила, пока окончательно не стала под Москвией.
Выводы делайте сами. В любом случае, согласитесь, все это как минимум очень красиво!
Комментариев нет:
Отправить комментарий