среда, 28 июля 2010 г.

Июль 2010, Москва

Жара, жара, жара, жара.
Жара от ночи до утра.
В венце кровавом храм стоит.
Не он пылает - торф горит!

Пылает небо целый день,
Пустыней пахнет злая тень.
Асфальт сопрел, потеет сталь.
Вернись, январь, come back, февраль...

вторник, 20 июля 2010 г.

Кому на Руси жить нехорошо

Карабаш, Челябинская область, Россия

Слово «карабаш» (говорят этногрофы) имеет башкирское происхождение и означает «чёрная голова/вершина». И, видимо, не зря… Почему-то вспомнился мне и Чернобыль - там тоже есть слово "черный".

Первое, что тывидишь, приближаясь к Карабашу – отвалы отработанной породы. Созданные человеческими усилиями искусственные насыпные горы отвалов окружают дорогу справа, если ты едешь с севера.

И слева – если с юга. Они тянутся стальными суровыми сопками рядом с дорогой, сопровождая тебя при въезде в город.


А с карты Гугля видна подозрительная серость кляксы ландшафта:

Не сомневайтесь – это не случайность и не каприз природы.
Эта мертвенная фотографическая спутниковая бледность – результат воздействия паров серной кислоты, которая получается в чудном коктейле с другими не менее ядовитыми соединениями, что щедро валится из главной трубы медного завода вниз, в котловину, окруженную выжженными химикалиями горами, на которых все живое вытравлено настолько, что началась эрозия пло
дородного слоя (создаваемого природой миллионы лет!).


На фоне зеленой возвышенной прекрасной природы Южного Урала бельмо Карабаша – страшный рубец, который не только не заживает,но становится все больше и больше – Труба ежедневно изрыгает облака серого густого дыма.

В лунном ландшафте, который окружает тебя в Карабаше по мере приближения к заводу, нет ничего живого.

Вокруг простирается отравленная земля.

Если бы вдруг со склона начал спускаться луноход – никто бы даже не удивился. Наоборот, именно луноход видится мне наиболее гармоничным транспортом в этом месте.


Не засыпанные пеплом разложения вагоны, которые маневровые тепловозы таскают по изрезанном железнодорожными путями пространству, ни автомобили с серыми разводами на ржавых кузовах, которые передвигаются по разбитым дорогам зоны (по другому язык не поворачивается назвать это место) – именно луноход естественным образом выглядел бы здесь. Или звездолет. Или танк с задраенными люками.

Примерно так должна смотреться Земля в первые десятилетия после атомной тотальной войны.

Вдоль дороги лежат отвалы, и текут в изъязвленных рыжих охристых берегах разноцветные причудливо переливающиеся реки, составленные из сточных вод комбината. Иногда они блестят зеленым и синим, иногда отдают красноватым оттенком, а под ярким солнцем они играют всеми цветами радуги.

Эта космическая красота отлично гармонирует с лысыми отравленными горами на юго-востоке и зелеными (которые не попали под действие розы ветров) с севера.

На некотором расстоянии от пятна отчуждения, в километре от комбината, на холмах появляются первые смелые жильцы – деревца, чахлые и хилые, которые пытаются закрепиться на склонах кислой почвы, с настойчивостью самоубийц пытаясь залатать экологическую пустоту вокруг Карабаша.

А еще в Карабаше живут люди. Бегают дети и собаки. Покосившиеся избенки населены работниками этой зоны. Тысячи глоток дышат ежедневно густым смрадом, разъедающим бронхи и легкие, накапливая в организме соли металлов год за годом на радость гробовщикам. Говорят, что в Карабаше есть две престижных профессии – онколог и похоронных дел мастер. Причем среди первых и вторых установлено естественное братство коллег.


И, как издевкой над всем этим беспределом человеческой глупости, – на горе – стоит высокий поклонный крест – как на братской могиле человеческой доброты, совести и разума, как естественный символ происходящего в котловине.

Весь Карабаш – одна большая братская могила – для всех живущих там, могила для надежд на лучшую жизнь и торжество гуманизма в рыночной экономике.

Это погост здравого смысла.

Вот что об этом говорит Википедия:

Экологическая справка

За все 90 лет работы всех заводов в Карабаше до остановки последнего из них в 1989-ом году принцип выработки металлов и оборудование существенно не менялись, очистные сооружения практически не совершенствовались.

При производстве меди из медной руды образуется большое количество вредных веществ, в основном газов, таких, например, как производные свинца, серы, мышьяка и, собственно, меди.


Все эти газы выбрасывались за период работы заводов практически беспрепятственно и выбросы от них не очищались. Вследствие этого общий вес выбросов за полный период работы заводов составил более 14-ти миллионов тонн.

Хотя в последнее время экологическая ситуация улучшилась (на полностью облысевшей горе на границе города сейчас можно наблюдать молодые берёзы), хорошим положение назвать категорически нельзя. В последнее время к проблемам выбросов медеплавильного производства добавилась проблема размыва городской свалки паводковыми водами реки Сак-Елга.


-----------------------------------------------------

Вернулся я с Урала, прилетел на свою малую родину, вышел на берег Свислочи, лег на траву, закусив травинкой, посмотрел в наше прозрачное синее небо, по которому белые облака гонят с Балтики толерантный чистый высотный пар, и погрузился в звуки, издаваемые сверчками, кузнечиками, пчелами и самой рекой. Вокруг меня кипела и бесчинствовала жизнь – буквально все вокруг клокотало, жужжало, звенело и шелестело. Биосфера мягко приняла меня в свои теплые объятья и окружила запахами, осязаниями и звуками жизни.

А ведь где-то рядом, за соседним меридианом – другая жизнь, со своими чернобылями и хиросимами, со своей смертью, распыленной в воздухе или растворенной в воде. И подумал я, погружаясь в дрему – спасибо Батьке нашему, попавшему в опалу в России по рыночным обстоятельствам – нехай мы и не ездим поголовно на машинах с мигалками, и пусть нет у нас Большого театра, капремонт которого стоит поболе годового бюджета Гомельской области.

А все-таки чарка и шкварка у нас есть, и не простые – а из натуральной органики выращенные и приготовленные. И воздух у нас свеж и чист. И люди не в пример добрее. Даже депутаты. А какая картошка вызревает…

Морали не будет. Ее не существует там, где молятся золотому тельцу.

понедельник, 19 июля 2010 г.

Жара, июль...

Это лето удалось. Тот, кто мерз зимой, кто тоскливо прятался под зонтом весной от дождя, кто устал от пронизывающего в апреле ветра с северо-запада, радуйтесь - пришло ваше время!

В Москве плавится все, что еще не сломалось и не стекло. Все парит и изучает, греет и кипятит. Разница температуры на дороге и разметке белого цвета достигает 10 градусов. Пока продавщица мороженного успевает протянуть покупателю стаканчик, он успевает закипеть и испариться. На десятирублевках стал выцветать рисунок. Азербайджанцы продают на развалах арбузы будущего урожая. Продажа воды потеснила по прибыльности проституцию и торговлю оружием. Кондиционерщики стали самыми уважаемыми людьми и уже несколько раз мастеров по сплит-системам видели на капоте свадебных лимузинов вместо густей с кольцами на Воробьевых горах. Деловая активность уступила место активному обмену по всем мессенджерам и социальным сетям прогнозами погоды и фразами "Я так вспотела!", "Б.я, счас сдохну!", "А у вас тоже кондиционер сломался?".

Бомжи, не укрывшиеся в холодных и сырых коллекторах, за такую же жаркую ночь успевают обезводиться, истлеть и мумифицироваться. Утром дворники сметают их прах в совки. Яичницу можно жарить не просто на крышах, но уже даже в тени, без огня. Но что-то не хочется ее совсем. А хочется как вчера вернуться в сосновый лес, на Голубые озера в Луховицы...
Туда, где белый песочек присыпает шишки и приятно щекочет ступни, обжигая при первом прикосновении. Туда, где бирюзового цвета вода послойно прогрелась и позволяет тебе выбрать ту температуру, которую ты предпочитаешь - от 28 до 22 по Цельсию, на глубине.
На какое из Голубых озер (а, говорят, всего их 23) вы доберетесь - зависит только от вашей фантазии и клиренса автомобиля. Но, как только самые шумные компании остаются позади, а из признаков цивилизации остаются только редкие мусорные контейнеры, притормозите и поищите место для стоянки.
Выберите тот вид, который вам по душе. Не торопитесь - опыт показывает, что даже вчера, когда на воду устремились и те, кто боится утонуть в блюдце с чаем, места хватит всем жаждущим.
А там сразу - в воду! И сидеть, и плескаться и висеть в глубине и слушать тишину, скрываясь от испепеляющей жары... Только здесь, в соснах, нет жары и зноя, нет палящего солнца и усталости от постоянного перегрева. Жаль только, что выходные всегда оказываются короче, чем их ожидание...

А вообще, это было торжество по случаю дня рождения Сергея Скорубского, признанного гения стоматологии. С днем рождения тебя, Сергей! Спасибо Мише Ерошину, с его новыми очками (на дизайн которых приезжали посмотреть дизайнеры-оформители из Спаса-Клепиков и искусствовед с библиотекарем из Солотчи, пока Миша был в Рязани), что позвал в такую красоту!

А ведь только мы с Сергеем, почетные члены клуба "Центнер", своими емкими телами можем заставить даже крупное озеро выйти из берегов, когда мы резвимся и балуемся в воде :)

Но этой фотографии - когда взявшись за руки с Сергеем мы вместе подпрыгнули и плюхнулись в воду - у меня не получилось - камеру вместе с треногой смыло в глубину.