Филистимляне
Вспоминаем снова филистимлян. Само название племени на иврите - вторгающиеся. А еще они - с Крита (Кафос). И точно - пеласги. Отброшенные от египетской границы Рамсесом III, народы моря пеласги в 1177 году до н. э. овладели четырьмя ханаанскими городами — Ашкелоном, Ашдодом, Гатом и Газой. Смешавшись с местными ханаанеями они породили народ филистимлян. Филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов (греч. Пентаполис — «Пятиградие»). Пятый филистимский город, Экрон (англ. Ekron), был, по-видимому, не завоеван, а основан (Хочу сразу на будущее сделать "закладку" - как Акрон связан с Арконой на острове Рюгене-Руяне-Буяне?). Обладая передовыми для своего времени технологиями (выплавка и обработка железа, производство железных колесниц и оружия), филистимляне вторгались в глубь Ханаана. Наступление филистимлян на земли иудеев было остановлено в начале Х в. (в эпоху объединенного Израильского царства), территория филистимлян сократилась до окрестностей Пентаполиса, но борьба длилась до конца VIII — начала VII веков до н. э. (захвата Пентаполиса и Иудейского царства Ассирией)[4][5].
Вспоминаем снова филистимлян. Само название племени на иврите - вторгающиеся. А еще они - с Крита (Кафос). И точно - пеласги. Отброшенные от египетской границы Рамсесом III, народы моря пеласги в 1177 году до н. э. овладели четырьмя ханаанскими городами — Ашкелоном, Ашдодом, Гатом и Газой. Смешавшись с местными ханаанеями они породили народ филистимлян. Филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов (греч. Пентаполис — «Пятиградие»). Пятый филистимский город, Экрон (англ. Ekron), был, по-видимому, не завоеван, а основан (Хочу сразу на будущее сделать "закладку" - как Акрон связан с Арконой на острове Рюгене-Руяне-Буяне?). Обладая передовыми для своего времени технологиями (выплавка и обработка железа, производство железных колесниц и оружия), филистимляне вторгались в глубь Ханаана. Наступление филистимлян на земли иудеев было остановлено в начале Х в. (в эпоху объединенного Израильского царства), территория филистимлян сократилась до окрестностей Пентаполиса, но борьба длилась до конца VIII — начала VII веков до н. э. (захвата Пентаполиса и Иудейского царства Ассирией)[4][5].
Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например в надписях Синаххериба (библ. Сеннахерима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.
Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья[6].
Во II—I веках до н. э. города филистимлян были завоёваны Хасмонеями[4].
Современное название «Палестина» происходит от «Филистия» (ивр. ארץ פלשת, [Э́рец-Пеле́шет]).
Кстати, поклонялись "народы моря", филистимляне - морскому божеству (опять Акрона и Свентовид в храме главном руянском).
А теперь про важный, очень важный пункт ... вот здесь точно закопан топор войны: Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далеких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан (Суд. 10:7). Известный израильский богатырь Самсон погиб (Суд. 16:25-31) в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту, (1Цар. 5:1-6:18)), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам. Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала вХевроне, а затем в Иерусалиме.
После разделения Израильского царства столкновения между филистимлянами и иудеями возобновились. При Иораме филистимляне грабили Иудею и Иерусалим (2Пар. 21:16 и след.), но при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар. 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов филистимлян на города, расположенные на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов филистимляне избрали местом своего поселения (2Пар. 28:18). Езекия одержал победу над филистимлянами (4Цар. 18:8).
Ко времени возвращения евреев из Вавилонского плена (VI век до н. э.) азотяне (жители библейского Ашдода) продолжали сохранять свой язык и даже ассимилировали иудеев (Неем. 13:24)
Материальная культура филистимлян
Филистимская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры[7], так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние. Ранняя филистимская керамика, найденная в раскопках Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата, является местным вариантом позднеэлладской керамики III-го периода[8]. Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась, а также может рассматриваться как косвенное доказательство их отношения к индоевропейцам. В руинах филистимских городов найдено большое количество пивных кувшинов, снабжённых носиками с фильтром для задержания ячменной шелухи, плавающей в свежесваренном пиве. Таким образом, филистимляне оказывали предпочтение пиву, традиционному напитку греческих воинов[9]. Филистимляне изготовляли также и вино, найденные в раскопках свиные и собачьи кости позволяют предположить, что мясо этих животных входило в обычный рацион филистимлян.
Письменность филисттимлян
При раскопках в Ашдоде обнаружены глиняные филистимские печати, содержащие надписи, выполненные линейным письмом, близкому к крито-микенскому письму бронзового века (вспоминает Фетсткий диск...). Однако хождение имело и местное финикийское алфавитное письмо
Религия филистимлян
Среди божеств филистимлян самое важное место занимал Дагон — храмы, посвященные этому богу, находились в Газе (Суд. 16:23) и Азоте(1Цар. 5:1-2), — и Баал-Зебуб (Вельзевул), почитавшийся в Екроне, а также богини Деркето (Атаргата) и Астарта (Аштарт)[11].
Обратите внимание на головной убор Дагона (русал) - ничего не напоминает. Тиару, или как ее там, например? С крестиком. Вылитый епископ!
Можно попросить лингвистов попробовать перекинуть мостик... а можно и самим дерзнуть: Дагон --> ДаждьБог (и там и сям - вода, посейдоны), и Аштарт --> Мокошь. Перун - Зевс, это явно Баал (Ваал) - он же Бельзебул (Вельзевул, ВЕЛикий ЗЕВул - Зевс Великий). Можно спорить, но мне родство греческой-филистимлянской-славянской мифлологии кажется очевидным. И не только по звучанию - необходимо обращать внимание на иерархию, характеристики и проч. важную для анализа.
Гиксосы
Но нужно копать дальше! Вспомним про гиксосов (гиг саков). Они попали в поле зрение историков пораньше филистимлян.
Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς.Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.
Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южнойПалестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).
Чтоб мы понимали - гиксосы - гиг саки (большие саки) по мнению некоторых историков (вот забыл, к сожалению, кто это был - не Гумилев ли?) сами родом из Причерноморья (см. город Саки, кстати) и в свое время, преследуя каких-то своих соперников (связывают с египтянами), в погоне за ними перешли через Кавказ, Ближний Восток и настигли таки в Египте. И покорили. И правили. Пока не развратились и не были изгнаны...
И тут - бац! Появляются филистимляне... Как бы не оказалось, что эти самые филистимляне (вторгающиеся) и есть потомки саков.
Маленькая "закладочка" - СаКи и СКловены с точки зрения лингвиста могут оказаться близкородственными словами... Не могу перебросить прямой мостик между ними, хотя и напрашивается.
В чем вижу нестыковку? Время... между покорением гиксосов и появлением филистимлян несколько столетий. Но в истории это никого не смущает) Говорят - ошибки датировки!))
Но больше смущает то, что гиксосы явно скотоводы-кочевники (про них так говорят), а филистимляне - "народы моря", кстати на Кипре в Фестском диске отсутствовал крупный рогатый скот в пиктограммах, в отличие от других памятников местного письма. Ну да ладно - может это просто родственные племена. разбежавшиеся в свое время - одни пошли на северо-северо-восток, вторые после взрыва Санторини бежали на восток.
В чем вижу нестыковку? Время... между покорением гиксосов и появлением филистимлян несколько столетий. Но в истории это никого не смущает) Говорят - ошибки датировки!))
Но больше смущает то, что гиксосы явно скотоводы-кочевники (про них так говорят), а филистимляне - "народы моря", кстати на Кипре в Фестском диске отсутствовал крупный рогатый скот в пиктограммах, в отличие от других памятников местного письма. Ну да ладно - может это просто родственные племена. разбежавшиеся в свое время - одни пошли на северо-северо-восток, вторые после взрыва Санторини бежали на восток.
Про верования гиксососов многого я не нашел, но культ осла у них был точно. И Валаамова ослица (Ваалова?).
Итого
Гигсосы - Пеласги - Филистимляне (Минойцы) - притеснение евреев, - война (Давид и Голиаф - это поэтизированный эпизод такой борьбы. И что интересно - Голиаф показан великаном - здоровым и атлетически скроенным воином - этаким богатырем чуть ли не атлантского размера! - узнаете?). Признавая славян восточных потомками филистимлян, нам необходимо признать, что повод для ненависти со стороны иудеев к нам имеется. Впрочем, кто из только не обижал. Романская империя, арабы. И где они все? Не хочу быть параноиком, но, может, пора извиниться? И тогда, смотришь, Украина перестанет быть яблоком раздора...
Комментариев нет:
Отправить комментарий