Признаюсь честно - летели в Махачкалу бессознательно, по очень простому принципу - где был прямой рейс и где не жутко дорого - а на всё-про-всё было всего ничего - 5 дней, с учётом прилёта-отлёта.
Поэтому -Дагестан!
Решил не писать утомительные обзоры, сосредоточившись на маленьких зарисовках, которые легко читаются. Коротеньких. Конечно же, самое вкусное в Дагесттане, из того, что увидел, - Дербент. Самое сильное и бесконечное - горы. Бархан Сарыкум оставил тяжёлое впечатление - возле него мне было не очень хорошо - на уровне подсознательных реакций. поэтому я решил, что он - аномалия и больше про него - не слова!
Итак...
1. Про пробки
В 3-х миллионном Дагестане живут 36 крупных национальностей, 200 мелких, 3 000 микроскопических этнических групп и более 1 миллиона нано-народностей. Но в час пик все они собираются в центре Махачкалы покурить и побибикать в машинах. И все незлобливо эмоционально оценивают манеру вождения друг друга на русском. Джигит не создан для пробки. Его стихия - полёт, бешеная скорость от камеры до камеры и пересечение двойных осевых. Ему чужды условности. На дороге он - бог! А в пробке - простой смертный. Пробки в Махачкале нужно срочно запретить. В них есть что-то оскорбительное для свободного духа.
2. Про кошек
В Индии - священное животное - корова, в Брестской области Беларуси - зубр, а в Махачкале - кошка. Её здесь холят, лелеют, подкармливают всем миром. Поэтому выглядят коты 🐈 ухоженными, нагло сидят на солнышке посредине тротуаров второстепенных улиц патриархальными семействами, игнорируя потоки пешеходов. Охотно идут на руки и смело выгибают спину под лаской. А шёрстка на них такая шелковистая! В следующей жизни, вдруг если мне не зачтётся всячески производимая доброта, и придется спускаться вниз по лестнице реинкарнаций, я бы хотел родиться кошкой в Махачкале. При возможности - котом.
3. Про пешеходов
Быть пешеходом в Махачкале не почётно. Эта роль унижает каждого мужчину. Если ему надо перейти на другую сторону улицы, ему проще всего сесть за баранку авто и, развернувшись через осевую, припарковаться где надо. Ведь машины придумали для того, чтобы уважаемые люди не утруждали свои ноги! Наверное, поэтому, в основном из жалости к пешеходам, вынужденными унижаться самим фактом своего существования, махачкалинский водитель безропотно и предупредительно замирает перед зеброй. Он осаживает своего стального коня перед переходом так же лихо, как и стартует на нём со светофора, с таким визгом покрышек, что заставляет два квартала следующих за ним водителей включать аварийку. Пешеход на зебре - бог. Причем единый, независимо от вероисповедания водителя. Но есть особая категория случаев, когда под колёса машин бросаются. В основном это пожилые женщины. Они делают это осторожно, но обречённо. И исключительно в неположенных местах. Видимо, переход по зебре для женщины в платке, с суровым взглядом социально устроенной дагестанки абсолютно бессмысленен. Ни тебе риска, ни тебе вдохновения. Скучно! Про безопасность они точно не думают: все в воле Аллаха и он всемогущ и всевидящ. В отличие от водителей. Но они тоже в основном - дети Аллаха. А ворон ворону глаз не выколет! Всё обходится мирно и по любви. Жизнь такая! Все друг другу братья, сёстры или племянники. Чего обижаться? Поэтому просто сигналим и сохраняем достоинство. Пусть бежит старушка. Ей тоже куда-то надо. Может, даже нужнее чем нам сейчас. Это мы - едем. А она - бежит!
4. Про машины
Завод автоВАЗа следовало бы поставить здесь, в предгорье, поближе к своим преданным фанатам. И вполне хватило бы двух цветов: белого и чёрного. Полутона тут не в почёте. Оттенки - удел Питера, где власти официально запрещают открывать автосалон, если в нем представлены машины менее 32-х оттенков серого металлика. Тюнингом могли бы заниматься кубачинцы, причем вполне официально, как ABT для ауди или AMG у мерседеса. В качестве придворного ателье. Лады в Дагестане преображаются - их робкие на равнинах сердца наполняются невиданной прытью. Обгон на 160 км в час в исполнении классики - нормальное явление. Хотя по паспорту у них максималка 130, почему-то под щедрым южным солнцем наследницы жигулей преображаются. Черт знает что! Чем их заправляют, не знаю - ни одной сетевой заправки не видел. Но известно точно одно - на гербе Дербента изображён мак! Вот теперь живите с этим...
5. Про ворота
Ворота в частном доме здесь - это не утилитарный объект. Это апофеоз частной собственности, главный индикатор благосостояния домохозяйства. Это символ состоятельности и визитная карточка хозяина. Дом может быть любым, все равно никто его не рассмотрит как следует за периметром высокой стены забора (вся жизнь - она кипит там, внутри двора). Главное, чтобы фасад был более-менее пристойным. Но ворота! Это симфония: ковка и литьё, позолоченные вензеля и кустистые орнаменты, смелый полёт дизайнерской мысли, в которой порою видны нотки Климмта, иногда - почерк Кустодиева, местами - смелая линия Кандинского, но почти всегда - песнь укрощённой природы. Львы, гриффоны, павлиньи хвосты и крылья орлов. Их (ворота) делает специальное село где-то, если я правильно запомнил, в районе Магаса. Ворота стоят шеренгой вдоль трассы на Дербент и блестят позолотой завитушек. Вообще, ворота - это всё про Дагестан, точнее, про Дербент. Кто бы его не переименовывал - персы, римляне, арабы - все использовали в его названии слова «ворота». Поэтому такая всенародная любовь к этому предмету быта далеко не случайна. Это отзвуки истории! Хорошие ворота поэтому стоят как дом. Ну, почти. Поэтому Махачкалинский филиал СевКавБанка выпустил специальный ипотечный продукт: «Ворота», 12.5% годовых на 10 лет. Сумма кредита от 50 тыс ₽ до 300 тыс ₽. Для заявки необходимо два документа, но один из них - техпаспорт на ладу приору. А что поделать? Понты дороже денег! Так формируются традиции. А они, как и нормы адата (хотя они, конечно же - жуткий пережиток), на Кавказе - святое. Добро пожаловать!
6. Застройка Махачкалы
Заключительный пост-очерк, пропитанный грустной и доброй сатирой. Про застройку Махачкалы. Сказать, что она хаотична - нет! Хуже. Она гротескна. Я про шеренги новостроя, которые тянутся от Каспийска и до края Махачкалы. Их сотни. Остовы строящихся многоэтажных домов торчат везде - в олиночку, группами, отрядами. Они отсекают жителей города от моря, окружают плотным частоколом озеро, надменно уродуют любой благостный вид, конкурируют с пятачками зелени и искажают пространство города в гомерической, циклопической, просто невообразимой степени! Почти все недостроены, на всех призывы «Материнский капитал и вся мелочь, что у тебя в карманах - и у тебя своя квартира!», «17000₽ за м2 у моря!», «немного ипотеки и у тебя комфортабельный вид на горы!». Как-то так. Новостроя так много, что порою кажется, что власти поставили задачу в ближайшие 5 лет переселить в столицу Дагестана всех сельских жителей, нефтяников ХМАО и ЯНАО с семьями впридачу с малыми народами, а также население Камчатки и, возможно, всего Дальнего Востока. Просто мы не в курсе. Но это бы всё объяснило, по крайней мере. Другой версии у меня нет. Или всё-таки инопланетяне?! И я не уверен, кстати, что весь этот каркас строится по канонам сейсмоустойчивых обычаев строй-адата. В общем, ещё одна точка на карте России, где уничтожается надежда на гармоническое развитие городской среды. Путей бегства из этой лужковщины только два - исторический центр Питера либо горы. Сегодня я выбираю первое...
7. Про "как раньше строили"
Фрагмент крепостной стены Дербента. Вот этой кладке - полторы тысячи лет. 60 поколений. И стоит хорошо. Крепко. А внутри стен город: не только оборонительные сооружения, но и канализация (каменные трубы), водопровод со сложной системой очистки и накопления воды для нужд города. Это самый древний город в РФ и здесь же - начало Великой Кавказской стены (спорим, вы про неё, в отличие от Китайской, не слышали ни разу). РФ - сокровищница, ещё не открытая... нет, даже не приоткрытая внутренним туристом. Нам с вами несказанно повезло - впереди ещё столько интересного;)
В заключение
1. Видел Сарыкум, залез на самую гору (мне очень не понравились субъективные ощущения там, какая-то мистическая аномалия неприятностей), побывал в музее
2. Видел Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон, Дубки
3. Видел Дербент и Нарын-Кала, Джума-мечеть (там словил дивный приход-просветление, никогда такого благостного состояния духа не бывало со мной)
4. Видел Гуниб и его окрестности, ехал мимо Ирганайского водохранилища и ГЭС, соответственно, мимо Гимры, Шамил-кала и т.д.
5. Заходил в музеи Махачкалы - изобразительный и этнографический (или национальный - сейчас уже смущенно не вспомню)
ВыводНадо ехать еще! Хочу в высокогорье.
Поэтому -Дагестан!
Решил не писать утомительные обзоры, сосредоточившись на маленьких зарисовках, которые легко читаются. Коротеньких. Конечно же, самое вкусное в Дагесттане, из того, что увидел, - Дербент. Самое сильное и бесконечное - горы. Бархан Сарыкум оставил тяжёлое впечатление - возле него мне было не очень хорошо - на уровне подсознательных реакций. поэтому я решил, что он - аномалия и больше про него - не слова!
Итак...
1. Про пробки
В 3-х миллионном Дагестане живут 36 крупных национальностей, 200 мелких, 3 000 микроскопических этнических групп и более 1 миллиона нано-народностей. Но в час пик все они собираются в центре Махачкалы покурить и побибикать в машинах. И все незлобливо эмоционально оценивают манеру вождения друг друга на русском. Джигит не создан для пробки. Его стихия - полёт, бешеная скорость от камеры до камеры и пересечение двойных осевых. Ему чужды условности. На дороге он - бог! А в пробке - простой смертный. Пробки в Махачкале нужно срочно запретить. В них есть что-то оскорбительное для свободного духа.
2. Про кошек
В Индии - священное животное - корова, в Брестской области Беларуси - зубр, а в Махачкале - кошка. Её здесь холят, лелеют, подкармливают всем миром. Поэтому выглядят коты 🐈 ухоженными, нагло сидят на солнышке посредине тротуаров второстепенных улиц патриархальными семействами, игнорируя потоки пешеходов. Охотно идут на руки и смело выгибают спину под лаской. А шёрстка на них такая шелковистая! В следующей жизни, вдруг если мне не зачтётся всячески производимая доброта, и придется спускаться вниз по лестнице реинкарнаций, я бы хотел родиться кошкой в Махачкале. При возможности - котом.
3. Про пешеходов
Быть пешеходом в Махачкале не почётно. Эта роль унижает каждого мужчину. Если ему надо перейти на другую сторону улицы, ему проще всего сесть за баранку авто и, развернувшись через осевую, припарковаться где надо. Ведь машины придумали для того, чтобы уважаемые люди не утруждали свои ноги! Наверное, поэтому, в основном из жалости к пешеходам, вынужденными унижаться самим фактом своего существования, махачкалинский водитель безропотно и предупредительно замирает перед зеброй. Он осаживает своего стального коня перед переходом так же лихо, как и стартует на нём со светофора, с таким визгом покрышек, что заставляет два квартала следующих за ним водителей включать аварийку. Пешеход на зебре - бог. Причем единый, независимо от вероисповедания водителя. Но есть особая категория случаев, когда под колёса машин бросаются. В основном это пожилые женщины. Они делают это осторожно, но обречённо. И исключительно в неположенных местах. Видимо, переход по зебре для женщины в платке, с суровым взглядом социально устроенной дагестанки абсолютно бессмысленен. Ни тебе риска, ни тебе вдохновения. Скучно! Про безопасность они точно не думают: все в воле Аллаха и он всемогущ и всевидящ. В отличие от водителей. Но они тоже в основном - дети Аллаха. А ворон ворону глаз не выколет! Всё обходится мирно и по любви. Жизнь такая! Все друг другу братья, сёстры или племянники. Чего обижаться? Поэтому просто сигналим и сохраняем достоинство. Пусть бежит старушка. Ей тоже куда-то надо. Может, даже нужнее чем нам сейчас. Это мы - едем. А она - бежит!
4. Про машины
Завод автоВАЗа следовало бы поставить здесь, в предгорье, поближе к своим преданным фанатам. И вполне хватило бы двух цветов: белого и чёрного. Полутона тут не в почёте. Оттенки - удел Питера, где власти официально запрещают открывать автосалон, если в нем представлены машины менее 32-х оттенков серого металлика. Тюнингом могли бы заниматься кубачинцы, причем вполне официально, как ABT для ауди или AMG у мерседеса. В качестве придворного ателье. Лады в Дагестане преображаются - их робкие на равнинах сердца наполняются невиданной прытью. Обгон на 160 км в час в исполнении классики - нормальное явление. Хотя по паспорту у них максималка 130, почему-то под щедрым южным солнцем наследницы жигулей преображаются. Черт знает что! Чем их заправляют, не знаю - ни одной сетевой заправки не видел. Но известно точно одно - на гербе Дербента изображён мак! Вот теперь живите с этим...
5. Про ворота
Ворота в частном доме здесь - это не утилитарный объект. Это апофеоз частной собственности, главный индикатор благосостояния домохозяйства. Это символ состоятельности и визитная карточка хозяина. Дом может быть любым, все равно никто его не рассмотрит как следует за периметром высокой стены забора (вся жизнь - она кипит там, внутри двора). Главное, чтобы фасад был более-менее пристойным. Но ворота! Это симфония: ковка и литьё, позолоченные вензеля и кустистые орнаменты, смелый полёт дизайнерской мысли, в которой порою видны нотки Климмта, иногда - почерк Кустодиева, местами - смелая линия Кандинского, но почти всегда - песнь укрощённой природы. Львы, гриффоны, павлиньи хвосты и крылья орлов. Их (ворота) делает специальное село где-то, если я правильно запомнил, в районе Магаса. Ворота стоят шеренгой вдоль трассы на Дербент и блестят позолотой завитушек. Вообще, ворота - это всё про Дагестан, точнее, про Дербент. Кто бы его не переименовывал - персы, римляне, арабы - все использовали в его названии слова «ворота». Поэтому такая всенародная любовь к этому предмету быта далеко не случайна. Это отзвуки истории! Хорошие ворота поэтому стоят как дом. Ну, почти. Поэтому Махачкалинский филиал СевКавБанка выпустил специальный ипотечный продукт: «Ворота», 12.5% годовых на 10 лет. Сумма кредита от 50 тыс ₽ до 300 тыс ₽. Для заявки необходимо два документа, но один из них - техпаспорт на ладу приору. А что поделать? Понты дороже денег! Так формируются традиции. А они, как и нормы адата (хотя они, конечно же - жуткий пережиток), на Кавказе - святое. Добро пожаловать!
6. Застройка Махачкалы
Заключительный пост-очерк, пропитанный грустной и доброй сатирой. Про застройку Махачкалы. Сказать, что она хаотична - нет! Хуже. Она гротескна. Я про шеренги новостроя, которые тянутся от Каспийска и до края Махачкалы. Их сотни. Остовы строящихся многоэтажных домов торчат везде - в олиночку, группами, отрядами. Они отсекают жителей города от моря, окружают плотным частоколом озеро, надменно уродуют любой благостный вид, конкурируют с пятачками зелени и искажают пространство города в гомерической, циклопической, просто невообразимой степени! Почти все недостроены, на всех призывы «Материнский капитал и вся мелочь, что у тебя в карманах - и у тебя своя квартира!», «17000₽ за м2 у моря!», «немного ипотеки и у тебя комфортабельный вид на горы!». Как-то так. Новостроя так много, что порою кажется, что власти поставили задачу в ближайшие 5 лет переселить в столицу Дагестана всех сельских жителей, нефтяников ХМАО и ЯНАО с семьями впридачу с малыми народами, а также население Камчатки и, возможно, всего Дальнего Востока. Просто мы не в курсе. Но это бы всё объяснило, по крайней мере. Другой версии у меня нет. Или всё-таки инопланетяне?! И я не уверен, кстати, что весь этот каркас строится по канонам сейсмоустойчивых обычаев строй-адата. В общем, ещё одна точка на карте России, где уничтожается надежда на гармоническое развитие городской среды. Путей бегства из этой лужковщины только два - исторический центр Питера либо горы. Сегодня я выбираю первое...
7. Про "как раньше строили"
Фрагмент крепостной стены Дербента. Вот этой кладке - полторы тысячи лет. 60 поколений. И стоит хорошо. Крепко. А внутри стен город: не только оборонительные сооружения, но и канализация (каменные трубы), водопровод со сложной системой очистки и накопления воды для нужд города. Это самый древний город в РФ и здесь же - начало Великой Кавказской стены (спорим, вы про неё, в отличие от Китайской, не слышали ни разу). РФ - сокровищница, ещё не открытая... нет, даже не приоткрытая внутренним туристом. Нам с вами несказанно повезло - впереди ещё столько интересного;)
В заключение
1. Видел Сарыкум, залез на самую гору (мне очень не понравились субъективные ощущения там, какая-то мистическая аномалия неприятностей), побывал в музее
2. Видел Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон, Дубки
3. Видел Дербент и Нарын-Кала, Джума-мечеть (там словил дивный приход-просветление, никогда такого благостного состояния духа не бывало со мной)
4. Видел Гуниб и его окрестности, ехал мимо Ирганайского водохранилища и ГЭС, соответственно, мимо Гимры, Шамил-кала и т.д.
5. Заходил в музеи Махачкалы - изобразительный и этнографический (или национальный - сейчас уже смущенно не вспомню)
ВыводНадо ехать еще! Хочу в высокогорье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий