понедельник, 17 октября 2011 г.

Реквием по настроению

Такая сильная была, что умирал от счастья.
Такая странная, что порой страшно было.
Такая мёртвая ... не успел попрощаться -
Поросло, занесло. Было - сплыло.

Обернёшься назад, даже странно -
Столько сделано - биохимия!
Улыбнёшься - порой было славно,
Как другой человек жил тогда...
Я - не я?!

Нет, не я. Я - другой, это точно -
Без размякшей во лбу борозды.
Мне лечиться пора. Очень срочно.
И прививку - от этой беды.

Чтобы больше без рецидивов,
При всех плюсах - вся та же болезнь.
Слабость, вот ей цена, красивой.
Было б только за что умереть...

воскресенье, 16 октября 2011 г.

Самосервис авто


Я не люблю, когда в машине перегорают лампочки. Это всегда не к добру. Не в смысле народных примет, нет! Я к тому, что в устройстве нынешних машин замена простой лампочки в фаре становится целой историей. Раньше было как? Плюнул на руки поднял капот, достал проводочки с цоколем - выкрутил, закрутил - захлопнул крышку. Всё! Минутное дело.

То ли дело сейчас. Машина из средства передвижения постепенно превращается в уютную и интеллектуально продвинутую колыбельку для жопы, со всеми системами пассивной и активной безопасности, с особо умными фарами, которые скоро смогут заглядывать не только за поворот, но и тебе в душу. Теперь твой авто с тобой разговаривает - советует и предупреждает, настаивает и даже иногда противно требует. Только сам себя ремонтировать не умеет, поганец.

Вся эта фабрика комфорта, охраняющая водителя и пассажиров на скоростях, не превосходящих разумные, уверенно превращается из механического инструмента в компьютер - с гидро- и электро-механическими приводами. В то же время, создатели и продавцы автомобилей претендуют на всё возрастающую долю своей любви в нашем бюджете. Если посчитать затраты современного жителя мегаполиса на автомобиль, начиная от стоянки и заканчивая сервисом, в ежегодной динамике, становится явно видно, что не за горами тот миг, когда все разумные люди отвернутся от автомобиля. От сегодняшнего автомобиля. Они будут требовать не его, железку с проводами, а услугу перемещения из точки А в точку Б. И вот тогда будут прав как никогда Ильф и Петров в их бессмертном "Золотом телёнке". Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!

Это я увлёкся. Вступление такое получилось. А речь идёт о маленькой лампочке. В блоке фар ближнего света. Которая перегорела в моём моложавом крайслере трех лет от роду (не могла ещё годик-другой потерпеть!). Со стороны пассажира. И именно в этом вся суть описываемых ниже событий.

Я твёрдо решил на сей раз не унижаться обращением в сервис, благо до очередного ТО оставалось пол-срока межсервисного пробега. Из-за лампочки тратить пол-дня? Записываться, отгонять, забирать, оплачивая неопционную мойку, не нужную по своей сути в нынешних предзимних погодах. Бред! Я поменяю лампочку сам! Благо я - целый инженер-электронщик в первом образовании, инструментов дома - полный чемодан, руководство по эксплуатации есть в "бардачке" - даже на русском. Я купил нужную лампочку по советам сервисменов (и тут американцы отличились - использовав конструкцию не самых распространенных цоколей - H11) и в воскресенье, насвистывая весёлые необременительные мелодии заокеанского генезиса, спустился к машине.

Не торопясь открыл и закрепил капот, развернул руководство на нужной странице, и ... тут меня ждал первый сюрприз. В книге доходчиво и с рисунками излагалась замена лампочки ближнего света в фаре со стороны водителя. Но мне нужно было поменять другую! И это не шутка, потому что компоновка подкапотного пространства не отличается симметрией. Даже скажу больше, левая и правая сторона этой шкатулки, закрытой в основном серым пластиком, ничем не напоминают друг друга! У меня закрались нехорошие предчувствия. И не зря. Это потом стало понятно, что производитель машины намеренно не включил описание замены нужной мне лампочки, потому что сей факт увеличил бы объём руководства вдвое или втрое - шутка ли сказать - для этого оказалось, что необходимо практически снять и вывесить двигатель, разобрать всю переднюю часть машины и слить все рабочие жидкости, потому что замена производится на машине в перевернутом положении. При этом, очевидно, необходимы заводские условия плюс наличие манипулятора с видеокамерой и шестью степенями свободы механической руки, способного оперировать предметами в глухих участках закрытого пространства.

Но, принимаясь за работу, я не мог догадываться об этом подвохе. Продолжая насвистывать мелодию из популярного у нас американского мюзикла, я вооружился отверткой и играючи вскрыл с десяток пистонов-зажимов, присоединяющих пластиковые обвесы к металлическим трубам и фермам. Когда фартук был снят, моим глазам явилась печальная картина. Нужная мне фара была основательно упрятана в окружении каких-то бачков, стропил, тяг, проводов, чехлов и прочих астролябий, являясь по всей видимости, конструкционным элементом силового каркаса кузова. На рамке корпуса фары крепилось несколько датчиков и кронштейнов, с которых затейливо спускались в чрево двигателя какие-то трубочки и жгуты. И это только там, где было видно - не верхней кромке. Середина и нижняя часть фары даже не просматривались в путанице разнородных элементов.

Тон моей песни несколько изменился, в припеве появились нотки тревоги, ритм засбоил. Тем не менее, песня звучала, хоть и тише, теряясь в глубинах подкапотной чёрной дыры. Теперь настал черёд болтиков и болтов, которыми что-то прикручивалось к чему-то. При этом я ясно видел нужное мне место контакта патрона с фарой, но просунуть туда ни только руку - даже отвёртку было проблематично. Я почувствовал себя хирургом перед полостной операцией, который через нетравмирующий надрез собирается с помощью лазерного скальпеля сделать чарующую по своей витруозности операцию, но вдруг понимает, то бензопила, лежащая в серванте рядом, может вполне пригодиться в ближайшие минуты, если дело пойдёт не по намеченному маршруту.

Однако, я ещё был далёк от отчаяния. Поглядывая с ухмылкой на руководство, я продолжал углубляться в разборку автомобиля, надеясь подобраться к фаре по-хорошему. Мешает вот этот бачок? Долой его! Рука не пролезает из-за фальшрешётки радиатора - а мы её аккуратненько - р-р-р-аз! Всё равно не проходим? А мы снимем вот эту пластмасску... гм-м, она прикручена к этой реечке? А мы и реечку.... Чёрт, она не одна -да бог с ней! снимем гроздью... Где тут нужно что открутить? Ага! Шестигранничек! Нет?! Звёздочка! Шутишь! И ни у меня есть! Странно, здесь так много проводов... но вот и штекер... Не забыть бы потом присобачить!

Передо мной сначала на кожухе двигателя, а затем на асфальте рядом с машиной росла гора деталей. Как немцы, атакующие Сталинград, я ясно видел каждое здание в центре (фару, цоколь и лампочку), но не мог дотянуться. И как не сжималось кольцо вокруг обороняющихся защитников (корпуса фары), атакующие (мои руки) всё-так же не могли прикоснуться к кирпичам сопротивляющихся зданий (цоколя), хотя разрушения (разбор машины на запчасти) становились всё более явными.

В общем, наступил момент, когда я принял решение снимать всю "морду" - потому что фара, освобожденная от всех навесов и креплений, как оказалась, имеет в нижней части потайной зуб, которым вероломно упирается в бампер. И отогнуть его, не сломав - практически невозможно. Рисковать не хотелось. Я уже практически открутил первый болт, соединяющий бампер с креплением, как почувствовал укол совести ... или нет это была ни совесть, а остатки инженерного самоуважения.

Ты русский человек или нет? - укоряло меня оно - Плюнь ты на эту инструкцию, попытку аккуратно поставить лампочку путём бережной разборки машины и попытки тупого, одномерного и примитивного подхода к решению инженерной проблемы! Не иди по следу американских инженеров! Не уподобляйся тем, кто использует в проектировании сопромат и компьютерные программы моделирования! Думай!!!

Я сел на бордюр, пошевелил извилинами, как советовали, посмотрел внимательно свысока на всю эту кухню ... Потом ломиком отжал одну железячку, царапая пластик подкапотного пространства, отвёрточкой поддел другую, оттягивая её в противоположную сторону... Кое-где нажал, используя поддатливость полимеров, где-то натянул, благо тянулось. В образовавшуюся щель умудрился просунуть плоскогубцы и с мстительным остервенением, перейдя внезапно для себя от американских мелодий к "Катюше", отцепил цоколь от фары, вытащил кончиками ногтей старую лампочку, с помощью отвёртки, двух зубочисток и упоминания всуе имён мало знакомых мне сущностей аккуратно (только не притронуться к колбе пальцами!!!) препроводил новую лампочку на место будущей службы. Постучал, дунул, плюнул - закрепил на пол-оборота до нежного щелчка! И вот, вуаля! Всё работает!

Снять распорки и собрать то, что успел разобрать - было делом плёвым, всего 5 минут и десяток лишних болтиков, пистонов и пару абсолютно конструкционно ненужных элементов.

В общем, я решил, что конструкторы моей машины - подонки. Все как один. А маркетологи, которые руководство писали - шельмы и пройдохи. И вруны. Сволочи, как один. У них, поди, обезьяны лампочки в Штатах меняют - знаете, такие маленькие, с тонкими паучьими ручонками. Или дети пуэрториканцев - до 10 лет, с тонкими запястьями и длинными фалангами смуглых пальчиков. Так бы и писали честно: "Для замены лампочки вам понадобится один ребёнок или маленькая специально обученная обезьянка".

И - самое главное что я ещё раз отчётливо осознал - в ремонте любой техники необходимо полагаться ни на инструкции и руководства - нет! - только только на себя, а также на лом, кувалду, и проверенную испытанную бензопилу - особенно если речь идёт о сверхвысокоточном оборудовании.

Потому что наша земля порождает нашу инженерную кулибинскую мысль - она неспособна к повторяемости операций, в ней всё - единожды и навсегда - как откровение! А для сборочных производств и тихого упорядоченного сервиса места здесь явно заколдованные, как в анекдоте говорится.

И пусть наши лампочки горят как можно дольше, не перегорая.

пятница, 14 октября 2011 г.

четверг, 13 октября 2011 г.

Наша мама



Наша мама самая красивая. Правда, когда одевается в чёрное, становится страшно - кажется, что ей фигура становится двухмерной. Бесплотной. По сравнению со мной она точно лишена одного измерения. Я почти 4-х мерный объект, она 2+ мерный. Когда она идёт передо мной, перепрыгивая лужи, по тротуару - тот, кто идёт за мной, ей не видит.

И это с её-то аппетитом! Не метаболизм, а дар Всевышнего.

Зазаборье


Россия - явный чемпион
По протяженности оград.
В заборах - наш подъезд и дом,
Казённый дом и детский сад.

Стремимся оградить себя
От дурака, дорог и вора -
Птенцы двухглавого орла -
Не мыслим мира без забора.

От глупости и нищеты,
От хамства, гадостей и скотства
Глухой стеной встают щиты -
Примеры страшного уродства.

Великой русскою стеной
Вдоль линий плановых кадастров
Стоит забор земли родной,
Так за оградами прекрасной!

Мы так же любим заоградье -
(Там наше всё - там дом родной!)
Как мир не терпим внешний, кстати.
Мы его чувствуем спиной.

И местом тем, спины пониже.
И до него нам все извне.
Уж пусть внутри нам как в Париже,
Мол, раз снаружи мы - в говне.

Будь проклят этот профнастил,
Я хуже напасти не знаю -
Он пол России заслонил -
Всей радуги цвета играют!

А что, как будто выход есть?!
Мы защищаемся как можем.
Нас окружают цинк и жесть.
И у меня по краю - тоже.

А что поделаешь, друзья,
Один не воин в русском поле!
Мы на словах - одна семья.
На деле общая лишь - доля.

***

Стоят поля большой страны.
Разрезаны заборной строчкой.
Посмотришь с космоса - штаны!
Не пифагоровы. Увы. И точка!

среда, 21 сентября 2011 г.

Навеяло по просьбе

Деградация потребления предметов культуры

Мы живем во великую эпоху унификации всего-на-свете: стандартов, технологий, языков и предметов потребления. Называйте наше время как хотите – эрой глобализации, технологического прогресса или даже периодом всеобщей интернетизации населения. Суть в одном – многообразие уступает место единому стандарту, безжалостному и всеобщему. Экономика индустриального уклада и грядущая – пост-индустриального - заинтересована в максимальном расширении рынков сбыта и использовании колоссальной мощи эффекта масштаба в производстве для экономии издержек и увеличения прибыли капитала. Так рождаются уже не интернациональные (забудьте про нации – этот рассадник этнических различий), а – вслушайтесь ! - глобальные корпорации, рынки и валюты. Общество потребления, подминая под себя ресурсы всей планеты, попутно прихватывая по возможности орбитальное пространство, вступило в активную стадию борьбы за единую экономическую зону – Земля&Солнечная система.

Естественно, такой тренд развития общества неминуемо требует модификации и субъекта потребления, и единственной производительной силы в одном лице – человека. Теперь не нужны индивидуальности, нужны специалисты. Причем желательно – узкие, чтобы слишком широкий кругозор не отвлекал от самосовершенствования на профессиональном поприще.

Системное оболванивание взрослого населения, уничтожение системы образования, ведущее к сужению фокуса восприятия - чрезвычайно прогрессивная стратегия для маркетинга масс-продукции. Посудите сами – сглаживание острых углов и чёрточек уникальности у индивидуумов позволяет сосредоточить их мысли, позывы, желания и интересы на небольшом и удобном сегменте материальных благ и производственных инициатив. Вырождение профиля потребления выгодно глобальному производителю – при массовом производстве товаров и сокращении ассортимента (что вдет к сокращению издержек на разработку, дистрибьюцию и обслуживание) их себестоимость падает. Социализация аудитории в мировой сети еще быстрее устанавливает единую управляющую упряжь, позволяющую направлять миллиарды хоть в игольное ушко – по желанию демиургов сетевых коммуникаций.

Культура, как следствие развития человеческого потенциала, рыночная цена на которую ни что иное (пусть это звучит достаточно противно и унизительно для творческих личностей, предпочитающих питаться нектаром и жить на семенах одуванчика) как первая производная от уровня доходов населения, напрямую зависит не только от благосостояния общества, но и от бытующих в популяции настроений, тенденций и моды.

Почему еще дет сто назад люди не только богатые, но условно состоятельные, даже мещане, в дом обязательно покупали картину? Модное стремление быть «не хуже других» или осознанная тяга к прекрасному? Видимо, наличие живого артефакта искусства – живописи, скульптуры, позволяло ощутить сове жилое пространство как законченное, одухотворенное. При этом картины стоили недешево в то время, особенно сопоставляя с ценами на продукты повседневного потребления. С точки зрения распределения затрат на такое жилище получалось, что в смете на дом предметы искусства занимали едва ли не десятки процентов от общих затрат.

Парадокс сегодняшнего мира в том, что искусство стремительно дешевеет. И дело не в том, что на рынке появилось избыточное предложение – сегодня, действительно, кисть в руках может держать почти каждый желающий - дело, как мне видится, прежде всего в изменении тенденции потребления культурной продукции. Люди уходят из живой среды обитания – от деревянного или земляного пола своих жилищ, от, извините, толчка на улице и запахов живой флоры и фауны - к синтетическому ворсу на бетонной стяжке, мелкодисперсным техногенным взвесям в воздухе взамен пыльцы, к злым соседям по каменному мешку и сплошному и непрерывному стрессу от своего урбанистического существования. Живое и душевное, равно как и духовное, занимает все меньше места в жизни индивидуума, оторванного от корней, от земли, от матушки нашей. В искусственной жизни, организованной как забег длиной в жизнь за минимально приемлемым уровнем потребления, нет места не только культуре и искусству – в такой жизни нет места обычным сильным чувствам. Они становятся ненужным, подменяясь сообществами по интересам, которые постепенно становятся все более виртуальными.

Стирается грань между мужчиной и женщиной, истинным и воображаемым, ложью и правдой, любовью и похотью. Мир движется от предметов, сделанных живыми руками мастеров, к детерминированным и навязанным объемам обитания со стандартной обивкой желаний и запросов. Отрыв от земли порождает изменения в человеке, которые, я боюсь, скоро будут закреплены генетически. По мере перехода от органической пищи, воздуха и воды к их искусственным технологичным заменителям, происходят необратимые изменения в образе мыслей, меняются цели, задачи и понимание счастья. В этом мире деградирует и само искусство. Из предметов оно превращается в декларацию, из объекта восхищения – в повод для дискуссий. Еще немного и стол от IKEA станет мерилом высоты полета замысла творческой мысли.

Мир, где нет любви, а чувства подменяются желаниями, нет места высокому. В этом плоском и понятном обществе живут понятные и просчитанные винтики. Они молятся не красоте и не Созидателю, они совершают ежедневное поклонение кошельку, корзинке покупателя и Его Величеству мусорному ведру, постепенно расползающемуся до размеров планеты.

В тот момент, когда продастся последняя картина, человечество, которое мы знаем, погибнет…