четверг, 5 мая 2011 г.

О генезисе древлян

На родине моей мамы, в центральной Белоруссии, природа кротка и картинна, доверчива и благорасположена к человеку. В лесах можно ходить, а не продираться, в Нёмане можно купаться в любом месте, не боясь утонуть в болоте. Местные комары, прежде чем попить твоей кровушки, сначала вежливо спрашивают разрешение. На чистом белорусском. Природа здесь носит на себе следы вежливого, но настойчивого изменения человеком под свои нужды. Но сделано это без насилия, как-то гармонично. И поэтому здесь красиво, но не страшно.Эта территория до 1939 года была "под Варшавой", и мой дед, когда садился за празднично убранный стол, говаривал каждый раз, восхищенно оглядывая богатство сервировки и яств: "Як пры Польшчы!". На фото вверху - местность на берегу Нёмана рядом с санаторием "Высокий берег", на пути из Столбцов в Николаевщину. Эти места - родина самого главного белорусского поэта, канонизированного еще при жизни - Якуба Коласа (псевдоним, естественно. А так Мицкевич он, но не тот, не польский).
Здесь Коласом гордятся, его уважают, а язык его - образный, народный является образцом для подражания. Кажется, словами Коласа говорит сама природа. Не верите? Посмотрите сами - на каждом крупном камне сами собой проявляются слова его бессмертных произведений.
На въезде в Николаевщину вас встретят деревянные фигуры бабушки и внука. Этот редкий случай, когда отечественный аналог оказывается симпатичнее импортного (я о Пиноккио).

А теперь я поделюсь сакральными сведениями, которые не очень-то охотно становятся достоянием общественности. Только в последние годы над этой информацией приоткрывают завесу таинственности. В Николаевщине и в Столбцовском районе вообще был долгое время дефицит баб. И их приходилось выпиливать из дерева - их того материала, который был под рукой. Некоторые, из ценных пород сосны, были ничего, - трудолюбивые и старательные, хотя с лица - тяпка тяпкой! А другие - так себе, занозистые и пустые, иногда даже и трухлявые - тут уж как получится. Не каждому Пигмалиону, в общем, везло с первого раза. Это сейчас можно купить женщину в магазине, если в жизни не складывается, а раньше такого не было. Хочешь - стругай сам!
Кстати, тех деревянных баб, которые плохо себя вели, выносили из изб. И просто вкапывали в землю на берегу Нёмана - и переставали заботиться.

Поэтому местные племена и назывались древляне. В жилах этих людей кроме крови, до сих пор течет смола и тело, если что, потеет дёгтем.
Древляне сухи телом, легко намокают, а зимой от холода звенят и иногда потрескивают. Они хорошо плавают и любят сплавляться по рекам и озерам. За телом древлянина ухаживать не сложно, хотя к старости из него вместо песка начинает сыпаться труха. В общем, все бы ничего, если бы не короеды. Но с ними приучились бороться, тщательно проспиртовывая тело "Зубровкой". Это самый главный ритуал древлянина, который он тщательно блюдет и выполняет особенно трепетно и основательно и зимой и летом.

Я. Колас, как настоящий поэт своей земли, активно использовал тему леса (и деревьев в частности) в своих произведениях:
Как видите, деревья у него разговаривают друг с другом и автору понятен этот язык. Родня всё-таки!

Поляне неуважительно относились к древлянам, считали их народом отсталым и древним. Вот что пишет автор "Повести временных лет":

"...А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды...."

Ну да, верно. Возле воды росла ива - из нее получались самые гибкие и стройные бабы. Правда, их не строгали, а выплетали из лозы. Браков не бывало - это точно. Какой тут брак?! Если вышло нехорошо - приходилось всё переделывать! Убивали друг друга только по необходимости - когда надо было истопить баню или протопить дом - и то, только баб. Ели да, нечисто - руки не мыли - боялись повредить отшлифованные ладони. Но зато как ели?! Картошку в мундирах (с XVII века), свиные ноги в кожуре и грибы в собственном соку, прямо с червями, а рыбу запекали прямо в чешуе. Но это, извините, особенности национальной кухни!

Я - сын древлянки и дреговича (о них - в другой раз) и каждый раз трепещу, когда при мне мучают насекомое, плюют в колодец или ломают без нужды веточку. Даже на вербное воскресенье.

Чуть не забыл - главная мысль этой записи - берегите природу, люди!

Комментариев нет: