Здесь Коласом гордятся, его уважают, а язык его - образный, народный является образцом для подражания. Кажется, словами Коласа говорит сама природа. Не верите? Посмотрите сами - на каждом крупном камне сами собой проявляются слова его бессмертных произведений.
На въезде в Николаевщину вас встретят деревянные фигуры бабушки и внука. Этот редкий случай, когда отечественный аналог оказывается симпатичнее импортного (я о Пиноккио).
А теперь я поделюсь сакральными сведениями, которые не очень-то охотно становятся достоянием общественности. Только в последние годы над этой информацией приоткрывают завесу таинственности. В Николаевщине и в Столбцовском районе вообще был долгое время дефицит баб. И их приходилось выпиливать из дерева - их того материала, который был под рукой. Некоторые, из ценных пород сосны, были ничего, - трудолюбивые и старательные, хотя с лица - тяпка тяпкой! А другие - так себе, занозистые и пустые, иногда даже и трухлявые - тут уж как получится. Не каждому Пигмалиону, в общем, везло с первого раза. Это сейчас можно купить женщину в магазине, если в жизни не складывается, а раньше такого не было. Хочешь - стругай сам!
Кстати, тех деревянных баб, которые плохо себя вели, выносили из изб. И просто вкапывали в землю на берегу Нёмана - и переставали заботиться.
Поэтому местные племена и назывались древляне. В жилах этих людей кроме крови, до сих пор течет смола и тело, если что, потеет дёгтем.
Древляне сухи телом, легко намокают, а зимой от холода звенят и иногда потрескивают. Они хорошо плавают и любят сплавляться по рекам и озерам. За телом древлянина ухаживать не сложно, хотя к старости из него вместо песка начинает сыпаться труха. В общем, все бы ничего, если бы не короеды. Но с ними приучились бороться, тщательно проспиртовывая тело "Зубровкой". Это самый главный ритуал древлянина, который он тщательно блюдет и выполняет особенно трепетно и основательно и зимой и летом.
Древляне сухи телом, легко намокают, а зимой от холода звенят и иногда потрескивают. Они хорошо плавают и любят сплавляться по рекам и озерам. За телом древлянина ухаживать не сложно, хотя к старости из него вместо песка начинает сыпаться труха. В общем, все бы ничего, если бы не короеды. Но с ними приучились бороться, тщательно проспиртовывая тело "Зубровкой". Это самый главный ритуал древлянина, который он тщательно блюдет и выполняет особенно трепетно и основательно и зимой и летом.
Я. Колас, как настоящий поэт своей земли, активно использовал тему леса (и деревьев в частности) в своих произведениях:
Как видите, деревья у него разговаривают друг с другом и автору понятен этот язык. Родня всё-таки!
Как видите, деревья у него разговаривают друг с другом и автору понятен этот язык. Родня всё-таки!
Поляне неуважительно относились к древлянам, считали их народом отсталым и древним. Вот что пишет автор "Повести временных лет":
"...А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды...."
Ну да, верно. Возле воды росла ива - из нее получались самые гибкие и стройные бабы. Правда, их не строгали, а выплетали из лозы. Браков не бывало - это точно. Какой тут брак?! Если вышло нехорошо - приходилось всё переделывать! Убивали друг друга только по необходимости - когда надо было истопить баню или протопить дом - и то, только баб. Ели да, нечисто - руки не мыли - боялись повредить отшлифованные ладони. Но зато как ели?! Картошку в мундирах (с XVII века), свиные ноги в кожуре и грибы в собственном соку, прямо с червями, а рыбу запекали прямо в чешуе. Но это, извините, особенности национальной кухни!
Я - сын древлянки и дреговича (о них - в другой раз) и каждый раз трепещу, когда при мне мучают насекомое, плюют в колодец или ломают без нужды веточку. Даже на вербное воскресенье.
Чуть не забыл - главная мысль этой записи - берегите природу, люди!
Комментариев нет:
Отправить комментарий