четверг, 29 апреля 2010 г.

Хорватия. Загреб

Славяне, впервые появившиеся не берегах Адриатики на землях нынешней Хорватии в составе орд с аварами (и затесавшимися, как всегда в веселую компанию, саксами), потеснили остатки кельтов, колонии греков и практически автохтонных уже иллирийцев-козлопасов с насиженных мест. Уже в VII веке славяне (историки их нонче называют "красными хорватами", потому как были еще как минимум и "белые") поселились на большей части территории нынешней Хорватии на постоянной основе, в IX веке создали свое государство, а в 925 - даже королевство. Не мудрствуя лукаво они наименовали государство по своему самоназванию племени - Хорватией. Нынешняя карта страны выглядит вот так:
На протяжении всего времени до 1991 года на территорию Хорватии претендовали, подкрепляя свои заявки оружием и кровью, "купно и ово" практически все ближайшие соседи, как то: жители нонешней Италии (прежде всего венецианцы), венгры (достаточно мирно, к слову, даже по-отечески можно сказать), турки-османы (те в средствах не стеснялись и оставили после себя мрачноватую память). На острове Вис, к слову, отметились и англичане и даже русские (!). Потом после нескольких лет под Наполеоном страна попала в астровенгерскую империю, и через каких-то сто лет путем постоянных слияний и поглощений через распад Югославии в 1991 году таки добралась до суверинитета. Последняя фаза дорого далась нынешнему населению Хорватии. Билет в независимость оплачивался смертями и разрушениями в гражданской войне, в сражениях с практически единокровными сербами при поддержке немногочисленных черногорцев, воинственными и неравнодушными к распаду некогда дружной южной славянской страны, созданной усилиями Тито (хорвата, кстати). До сих пор в стране есть неразминированные поля и разрушенные артиллерийским огнем руины. Но выстояли. И Дубровник не позволили стереть с лица земли, за что всем участникам этой трагедии - поклон.

Отбились хорваты. Море смыло раны, хотя и не уничтожило воспоминания. Но вхождение в НАТО несколько успокоило хорватов в завтрашнем дне. не до конца, кончено же ... потому что имея береговую линию такой длины на столь восхитительной земле спокойно спать сложно. Итальянцы с завистью наблюдают чистоту прибрежных миль, греки, зажаренные солнцем, вздыхают в тени выжженных солнцем скал, словенцы и боснийцы тихо курят в сторонке, завистливо поглядывая на богатства Долмации, обреченной стать туристической Меккой. Сербы лишь угрюмо хмурят брови. Они единственные (не считая македонцев, конечно же), так и не получили никакого, даже бутафорского (как Босния и Герцеговина) выхода к морю вообще!
Нельзя сказать, что хорватам просто повезло. Все нынешние 4 миллиона жителей, их отцы, деды и прадеды, начиная от дружины короля Томислава и его воинственных смелых предков, - все настрадались будь здоров за свою землю. Но справедливости ради все-таки надо отметить - адриатические чилийцы -хорваты, в отличие от бывших соседей по Югославии, живут в райском уголке. Без обид. Потому что без теплого прозрачного моря рая не бывает. Горы и долины - здорово, леса и речки - замечательно, водопады и города - великолепно. Но рай - лишь там, где горы спускаются в экологически безупречное море, а солнце садится за островами, подкрашивая багрянцем шероховатые белые стены, сложенные из известняка. Точнее говоря - в Истрии и Долмации.

Но мое путешествие в Хорватию начиналось с Загреба. Уютного, комфортного, квази-космополитического. Город не очень сильно был испохаблен советским временем. Центр практически не пострадал. И поэтому Загреб с самых первых минут хочется назвать душевным, уютным и открытым.

И центральную площадь, по краю которой ездят синие ультрасовременные обтекаемые трамваи, поворачивая возле 3D тайной вечери, и кафедральный собор - все хочется прижать к груди и ласково поглаживать, как родных.
Хорваты были присоединены в XIII веке, кажется, к католической конфессии христианства, о чем в главном соборе была сделана соответствующая надпись на глаголице.
Де факто - это декларация вступления нации в лоно римской церкви. Кончено же, это было очень удобно и экономически обусловлено. До Рима-то рукой подать - а Византия - она где? Пока доедешь-доплывешь... К слову сказать, Византия сама доплывала до южных пределов Хорватии и местами таки устанавливала свое временное влияние. Но эти островки православия быстро вытравливались венецианскими снарядами и возможностью допуска к тендерам на поставку тунца в остатки римской империи.
Фотографии я сделал "на дурика", успел, пока благочестивый хорватский смотритель не повелел мне сокрыть объектив поганый в храме господнем от нечестивого завпечателения.
Правда, нельзя сказать, что молодежь хорватская показалась мне особо набожной. Как и все мы, наши южные братья, отсеченные средними веками и венграми от восточных и центральных славян, курят, пьют и безобразничают в быту, не особо оглядываясь на заповеди и укоризненный взгляд настоятелей. Кончено же, не так разухабисто и обреченно, как русские! Ни в коей мере. Хорваты так же законопослушны, как немцы - нарушают помаленьку и полегоньку, смущаясь и краснея, с оглядкой на остальных - вдруг как кто стуканет куда надо - будет нестерпимо стыдно. Да и дорого обойдется!
Язык хорватский сохранил все очарование древнеславянских корней, от которых русский оторвался за последние столетия очень сильно с дикой скоростию. К счастью, все базовые понятия, а прежде всего - существительные - остались узнаваемы. Исключение составляет только "право" (по-хорватски это "прямо"), и "десно" - (от десницы, что у древних славян означало именно правую руку, кто не в курсе) - по-нашему "право".

На слух речь понять очень сложно, но читать легко и приятно. Так же как и общаться с такими же хмурыми на первый взгляд (как это похоже на русских), но общительными, обязательными, предупредительными, вежливыми и открытыми хорватами, множественно голубоглазыми и часто светловолосыми.
Город же сохранил все очарование средневековой адриатической архитектуры, местами налет австровенгерской гегемонии, тяготеющей к барочному и неоклассическому взгляду на вещи и пространство, но все-таки время от времени напоминает о своей древности
романскими артефактами.
В центре города, типично европейского, - малоэтажность, черепица, туристы и столики кафе, умещающихся на каждом свободном пятачке мощеных искривленных улиц.
Из достопримечательностей разряда must have, кроме кафедрального собора и каменной стены, удалось прикоснуться к костелу с мозаичной крышей - на фасаде там черепичной мозаикой выложен флаг Хорватии, а с тыла - орнамент.
Внутри города можно найти любые мотивы - от италийских до немецких. А можно шахнуть на фуникулере за 4 куны (0,55 Евро) аж на 10 метров вверх, к обзорной площадке:
И только славянский язык неустанно напоминает тебе - ты в родственном культурном окружении - расслабься и любуйся! А хочешь - сходи на "Бравого солдата Швейка" в местной постановке.
Ядро Загреба - компактно и очаровательно, за несколько пеших часов его можно просканировать. Но, чтобы прочувствовать как следует, очевидно, нужно ВРЕМЯ. Так что в моем случае о серьезном изучении речи не было. Я просто прикоснулся к Загребу. Но прикосновение это было легким, приятным и теплым, ненавязчивым и ускользающим...

Комментариев нет: