четверг, 14 августа 2008 г.

Маркетинг и Украина

Слово маркетинг – английское – в обиходе появилось совсем недавно. Если кто не знает, что оно означает даже примерно, ему не стоит продолжать чтение. Кто знает – то же самое.
Не стоит потому, что эксперты в области маркетинга не нуждаются в дополнительном образовании, совершенствовании своих навыков и вообще – в любой внешней информации. Тот, кто знает маркетинг – знает все. По определению. А вот тот, кто сомневается, что может связать это понятие, родившееся в странах с экономикой, развивающейся по законам, а не по понятиям, с нашей действительностью - это мой клиент.

Эта статья для того, кто не понимает, как бывший зам. нач. по сбыту районного предприятия вдруг становится директором по маркетингу, при этом по сути не изменяясь (кроме новой манеры завязывать галстук поверху расстегнутой верхней пуговицы воротничка сорочки в клеточку). Для того, кто рефлекторно вздрагивал первых пару лет от слова мерчандайзер. Дл ятого, кто испытывает душевный дискомфорт от слова экстра-бонус. Кто не может объяснить, почему есть супермаркет и мини-маркет, но нет просто маркета. Кто никогда не был супервайзером. Впрочем, и кей-эккаунтером, равно как и менеджером по …, менеджером от … и менеджером у …

Маркетинг, от английского marketing (market – рынок англ.) – свежеиспеченная наука об организации продаж, могла родиться там, где продажи требовали выдумки и изобретательности. Она зародилась там, где были рынки. Там, где спрос и предложение, как Инь и Янь, шли рука об руку, где рабочая сила сталкивалась с экономикой, а та, в свою очередь, развивалась в соответствие со здравым смыслом. Где деньги играют роль всеобщего эквивалента любых ценностей, а privacy (от англ. privat – собственный) вызывает уважение, а не зависть или злобную насмешку.

Маркетинг – порождение христианских принципов, Хеллоуина и Санта Клауса, мира Кока-Колы, брендов и торговых марок, фьючерсов и фондовых рынков, ценных бумаг и контрактных взаимоотношений. Возможно, практика применения брачных договоров и привычка платить налоги были серьезными предпосылками для его появления. Маркетинг появился там, где продажа как процесс описывает наши жизненные устои, а ценность мира, жизни, искусства и таинство рождения могут быть описаны цифрами и механизмами.

Цивилизация, идущая с Запада, подвержена влиянию маркетинга. Нет, лучше сказать, - она и есть торжество маркетинга над хаосом нерыночных взаимоотношений. Маркетинг – идеология культуры массовых явлений. Взаимоотношения обезличенных сообществ - человеческих - и общественных отношений в денежных проявлениях. Маркетинг может появиться только там, где человек становится статистической единицей. Описываемой нормами и правилами поведения в усредненных параметрах. Поведенческими моделями. Среднесуточными цифрами. Подушными доходами. Предпочтениями классов. Сравнительным анализом и прогнозом. Потребительскими стереотипами и привычками населения.

На хуторе маркетинг не может зародиться в гниющей соломе. В обществе, где господствует натуральный обмен, маркетинг кастрируется и низводится до прямолинейных графиков обмена. Наивного бартера. Маркетингу неуютно в плановой идеологизированной однопартийной экономике. Там он не нужен.

Хотя, идеолог маркетинга, Ф.Котлер, наверное, мог бы поспорить со мной. Но я с ним лично не знаком и наша личная полемика по этой причине может быть только виртуальной, как общение с высшими силами.

Я живу уже достаточно давно и застал советский режим, постсоветский, эпоху формирования рыночных взаимоотношений вплоть до сегодняшних лет псевдомаркетингового состояния душ и кошельков.

Самые главные понятия, с которых начинается маркетинг – потребности, ценности, товар, взаимоотношения, спрос, потребление, продвижение, условия для обмена.

Поскольку наше общество в своей неуклонной потребности примерить на себя существующие экономические модели мечется из стороны в сторону и частенько аппелирует к чужому опыту, стремясь прибиться к нормам западного общества, которые оно старательно копирует, маркетинг постепенно проникает в нашу жизнь, все сильнее стараясь описывать и управлять нашими действиями.

Десять лет назад, занимаясь дистрибьюцией западного бренда в еще почти советской стране, я еще не знал, что уже стал маркетологом. Подспудно я уже приносил ему многочисленные добровольные жертвоприношения, еще не отдавая себе отчет в том, что мои потуги и усилия попадали под его определения. Время шло. Скоро я понял, что стал директором по маркетингу, пропустив все этапы от мерчандайзера, дистрибьютора от бренд-менеджера до маркетолога-аналитика. И вот я уже читаю лекции будущим операторам рынка недвижимости на тему «Маркетинг и реклама в недвижимости». Хотя четко осознаю, что само название этой темы – крамольно. Ведь реклама – ни что иное как частный случай маркетинга. Не больше и не меньше. В своей попытке облечь в форму научного содержания успешный опыт отдельных личностей, снискавших лавры в своей успешной практике организации личных продаж.

В моей интерпретации маркетинг – это торжество здравого смысла над личными персональными привычками и предпочтениями. Я так всем и говорю – маркетинг, ребята, – это здравый смысл в вашей работе. И жизни. Ведь все мы маркетологи! Когда рождается человек – у него тут же появляются потребности, которые нужно удовлетворить. С первым криком мы заявляем своей маме, что нам страшно хочется есть и пить. Что мы предпочитаем сухие и теплые подгузники гусиной коже и раздражениям от продуктов своей малолетней жизнедеятельности, вовремя не отдаленным от нашей нежной кожи.

Мы продаем себя всю жизнь. Каждый момент. Родителям, друзьям в детском садике и школе, воспитателям и учителям. Поднаторев в этом искусстве, мы продаем себя более серьезно – инспекторам ГИБДД, партнерам и сотрудникам, непосредственному руководителю и инспектору по кадрам, родителям будущей супруги и системному администратору компьютерной сети. Мы торгуемся с сообщениями зависающей ОС Microsoft Windows и барменом, обозначаем свои потребности перед своими детишками, нотариусами, адвокатами, налоговыми инспекторами, служащими собеса и врачами. Последний акт нашего прижизненного маркетинга – заблаговременная организация личных похорон.

Что дальше? Не знаю, возможно, попытка продать себя архангелу Гавриилу во время взвешивания грехов на весах своих деяний, накопившихся в течение жизни, прошедшей под знаком служения маркетингу.

Давайте признаемся себе. Господь – это уже не Творец и Всевидящее око. Он – главный маркетолог сущего. И если он устанавливает правила торговли и продвижения товаров на рынок (товар – это мы и наши поступки, рынок – арена всей нашей жизни), то он и будет судить про успешность нашего служения великому делу Маркетинга. Предоставим слово хранителю Врат Арх. Гавриилу:

- Тэкс, мистер Х.., что там у нас в послужном списке? Нарушения заповедей. По первой заповеди – среднерыночные показатели, от второй до четвертой – чуть ниже среднестатистических цифр, пятая, шестая – так себе, но не выше пределов норм по вашей популяции. А вот с заповедью «Не прелюбодействуй» у нас полный провал… Впрочем, вы здесь не одиноки. Я уже давно говорил Всевышнему, что ее пора несколько модифицировать – потому как в последние сто лет у меня сильный недобор небожителей из-за этой статьи. А поди ж ты! Стоит на своем – хоть ты тресни! Ему то что? Он давно уже оторвался от простого народа. А нам, между прочим, бонусы выделяются от количества безгрешных христиан!
- Господин Архангел, а может ….
- Молчите, мистер Х..! Пока норму шестого параметра никто не отменял! Будет инструкция, тогда и поговорим. Не мешайте работать Архангелу – не создавайте очереди. Много вас тут таких желающих подискутировать. Раньше думать надо было! Смотрим дальше… Седьмое – норма. Сопутствующие показатели … мгм – не так уж плохо. Так, теперь все на весы.
Эй! Постойте спокойно! У нас техника старая, с прошлого века оборудование не обновлялось – фондов, мол, недостаточно! А предохранители – они не вечные – вечно горят, когда стрелка пляшет! Ага! 0.012 в минус. Все ясно. В ад! Так и запишем. Следующий!!! Что вы там нудите?! Не мешайте выполнять мне мои инструкции. Я сказал в ад – значит, в ад!
Как это, что такое ад?! Там увидите. И не надо плакать! Детский сад какой-то. Летите, не трепещите крылышками – не так страшен черт (прости, Господи), как его малюют. Ну пожаритесь пару тысяч лет до страшного суда, загорите, кожа приобретет оливковый оттенок. Да не ревите вы! Как белуга, право слово! От этого еще никто не умирал. Господи! Вот наивные-то! Да с чего вы взяли, что в раю лучше?! Уверяю вас, при определенных преимуществах в организованности распорядка и снабжении лавровыми венками, арфами и своевременной химчистке крыльев, там одни минусы для человека вашего образа жизни – скука, да и только! И общество малочисленное и занудное.

Да не убивайтесь вы так, вот послушайте старого Гавриила – там просто не с кем словом перекинуться! А в аду у вас будет очень приличная компания – все те, кого вы привыкли видеть и слышать на всей протяжении свое жизни. И развлечения все те же – друг друга подставлять и топить. Только теперь в кипящей смоле. Тоже мне, святой выискался! Да ладно убиваться-то! Мистер Х..! Мистер Х..! Наклонитесь ко мне поближе, скажу чегой-то!
Что-то горячо шепчет на ухо, оглядываясь и прикрывая рот, с сальной улыбкой. Мистер Х—начинает утирать слезы, всхлипы прекращаются, на его губах появляется блуждающая улыбка, перерастающая в скабрезную ухмылку.
- Что, и она тоже?!
- Да тише вы, охальник, и она и еще …. А вы что думали?! Я всегда преклонялся перед рекламной политикой служащих нашей конкурирующей команды – сказать по совести – (архангел опять оглядывается, чтобы убедиться в отсутствии нежелательных свидетелей)
- в нашем раю – такая скукотища! А это их масло на сковородках, между прочим, не хрен собачий!- оливковое первого отжима, и температура не такая ужасная, как обещают – градусов 40 по Цельсию, не больше. А дрова! Настоящая береза, да к тому же есть очень приличные сигары и выпивка. А какой джаз! Если вы хотите знать, чертенята так владеют саксофоном, что нашим белокрылым и не снилось.

А по выходным у них каждый вечер свинг-парти, прямо в котлах. Но это только мы их так называем. На самом деле – это и не котлы вовсе, а очень удобные бунгало с центральным отоплением, кондиционированием воздуха и полным холодильником. А кабельное ТВ – я, грешный, и сам частенько наведываюсь к ним типа по делам, с девочками провести якобы воспитательные беседы. Ну, уж вы-то меня понимаете, коллега! Да и сам-то, Рыцарь Тьмы, между нами, очень колоритная и обаятельная личность. Ну все. Хватит время терять – вперед!

Следующий!
- Как зовут? Мухаммед? Эй, братишка – ваш персональный менеджер принимает в соседнем парсеке – пару световых лет правее.
- Что-что? Да нет же! Магометанин ты этакий, турка царя небесного! Ну, право слово, прости, Господи, за расистские высказывания, - правее! Еще правее!
Ась? Да все там тебе будет – и гурии, и полный пансион. Хотя, по мне, если б кто спросил – мне ваши гурии не нравятся – я предпочитаю блондинок.
Крестится вдогонку, провожая Мухаммеда, удаляющегося в пространственно-временном континууме взглядом…

Маркетинг вполне сойдет за религию будущего. У него простые законы, понятные и легкие в применении. Там нет места моральным исканиям, трепету и излишне возвышенным волнениям. Моральному выбору, нравственным принципам и другой устаревшей чепухе. Цель одна – получение максимальной выгоды. А вот зачем? – другой вопрос. Сказано же – обогащаться! Именно получение максимальной выгоды является главной целью настоящего служителя маркетинга. Все ради нее. Но! В рамках существующих законов и понятий, норм и требований. Грешник по маркетингу – это тот, кто прогорел, либо кто не преуспел.

Грешник = неудачник (looser – англ.). Святой – тот, кто в условиях сложной конкурентной борьбы сумел обратить негатив в пользу себе, назло и вопреки. Кто заработал, когда все говорило против: и факты и предпосылки – все свидетельствовало в пользу соперников.

Обогащайся – вот первая заповедь Божественной религии нового века.
Потребляй – вторая.
Делись с командой, чтобы она была довольна! – третья.
Мотивируй – четвертая.
Стимулируй, продвигая, – пятая.
Не унывай, борись, побеждай – пятая.
Создавай положительное общественное мнение – шестая.
Уничтожай слабых, чтобы стать самому сильнее – седьмая.
Не прелюбодействуй без выгоды для себя – восьмая.
Не сотвори себе кумира, кроме добавочной стоимости – девятая.
Будь счастлив – десятая!

С таким набором нравственно- производственных императивов западная цивилизация живет уже которое столетие, побеждая и властвуя. Покоряя и разрушая, плодясь и размножаясь за счет той части мира, которая, в своем большинстве, поддерживает благосостояние относительно благополучной прослойки мирового сообщества. Потребляя больше, чем надо, тратя больше, чем необходимо для продолжения рода. Добираясь до джунглей Амазонии, Тибетских гор и Сибирских недр в своем безостановочном процессе загрязнения природы.

Маркетинг – слепой божок. Но он всевидящ и всемогущ. Доллар, йена и евро, швейцарский франк и английский фунт, – его архангелы. Канадский доллар – почти канонизированный святой, Российский рубль пока не определился – но стремится в эту славную компанию.

Рай понятен и четко обрисован – деньги и возможности, связи и преуспевание. На земле и вне ее. Грех – позор социальной поддержки государства и талонов на питание, безработица и фавелла на окраине мегаполиса, соседи-алкоголики и отсутствие подземной стоянки, утреннее метро в часы давки, молдавские мигранты в качестве собутыльников по пяницам. Отечественный автомобиль, работающая супруга.

Сатана маркетинга – Китай. Он хитер и коварен. Он спит, но видит. Он дремлет, но при этом работает, засучив рукава, чтобы повергнуть Маркетинг с его Олимпа.

Но есть тут одна закавыка. Куда отнести народы бывшего СССР? Они, мятущиеся, как межу молотом и наковальней, застряли в исторической неопределенности между Западом и Востоком. Маркетингом и Китаем. Европейским и восточным. Между золотым тельцом и нравственным выбором.

А ты, Украина?! С кем ты? Вступая в НАТО с новым президентом, оглядываясь на Россию, в оранжевых шарфиках, прикрывающих вековую наготу, с шахтами, металлопрокатами и сквозными родственными связями с российскими родственниками?!

На двух стульях не усилишь – у тебя и одного-то никогда своего не было, не обижайся! Первый был сделан на фабрике под Тулой еще полвека назад руками твоих выездных черкасских мебельщиков. Второй, складной, в лизинг получен от заокеанских товарищей через польских шляхтичей, с их процентами за использование упаковки, необходимой при перевозке от изготовителя до заказчика.

Родина русского языка и слова, легенд и былин, фрикативного «г» и центра сопротивления восточной тьме. Мягкая и теплая, добрая и человечная. Терпимая и гордая.
Ты с нами или с Маркетингом?

Ну, как хочешь.

Когда качнется стрелка, Гавриил, кончено же, подсластит пилюлю, рассказывая про преимущества нерафинированного олея из маслин, выращенных на благодатных землях Крита и Аттики, но котел для грешников, отлитый на Урале, будет настоящим. Крепким и чугунным, а уголек, раздутый горном тысяч подобострастных глоток отмазавшихся от страшного суда, будет свой – с Донбасса.

Приятных сновидений, Украина.

Моя любимая девушка, моя будущая жена, украинка по паспорту и антиглобалистка по способу воплощения своих фантазий – тебя очень любит и грустит московской зимой. А я, белорус, помогаю ей воздержаться от ненужных приобретений. Ведь я, маркетолог по долгу службы и белорус по национальности, не верю в счастье от добавочной стоимости. Я – за любовь и умеренность. За доброту, отсутствие границ и регистраций, за здоровых детишек и мир во всем мире. За право выбора и собственное мнение. За маркетинг без греха и святости. За снежную зиму и теплое лето, холодную водку и Пепси-лайт без сахара, за сбалансированный рацион кастрированных котов и здоровых детей. За красивых женщин и сильных мужчин. За джаз без сабвуферов и общение без границ. За Восток и Запад без конкуренции. За лучшее из лучшего во имя жизни. За сотрудничество без обид. За единство в самом главном – в продолжении жизни. За воздержанность и справедливость. За веру в лучшее. За честный пессимизм. За всех нас. За мир в о всем мире!

С любовью к маркетингу,

26.12.2004
Опубликовать сообщение

Комментариев нет: