вторник, 12 августа 2008 г.

Внедорожное братство

Что общего между ксероксом и джипом? И тот и другой – не имена нарицательные, какими сделала их молва, а, прежде всего и изначально – имена собственные, точнее, торговые марки. Американский Xerox предвосхитил время, создав копировальный аппарат, и благодарные секретарши и офис-менеджеры увековечили это имя, эту марку, намертво приклеив слово «ксерокс» к каждому копировальному аппарату, независимо от того, какой корпорацией он выпущен.

Точно такая же метаморфоза произошла с джипом. Правда, с некоторыми оговорками. Ведь до американцев попытки выпускать полноприводную автомобильную технику велись и французами и немцами. Всем нужна была надежная «лошадка» прежде всего для армейских нужд – чтобы она была неприхотливой и надежной, недорогой и практичной, но, самое главное – смогла ездить не только по дорогам, а еще и там, где их почти или даже порой совсем не было.

Но первым по настоящему массовым внедорожником стала машина фирмы «Виллис», выигравшей тендер между производителями автомашин, объявленный Пентагоном в начале Второй мировой войны. Именно эти машины, полученные по ленд-лизу нашей армией, колесили по фронтовым дорогам. Именно они стали прототипом первого советского внедорожника ГАЗ-57Б, ставшего основоположником всех ныне существующих «козлов» и «буханок». Со временем Виллис стал добычей корпорации Крайслер-Джип. А та наладила выпуск фронтовой машины уже под своей маркой.

Что это была за техника? Открытый цельнометаллический кузов с тентовым верхом. Полный привод на две оси. Раздатка с понижающим рядом передач для штурмов бездорожья. Коробка в четыре передачи, карбюраторный (естественно) двигатель 1.6 литра. Блокировка дифференциала (если кто не знает, так это чтобы колеса на одной оси синхронно вращались – так больше шансов вырваться из грязи или песка. Если вы удивляетесь тому, что, оказывается, колеса на одной оси могут вращаться с разной скоростью, то вы – не «настоящий» водитель. Наверняка девушка J Дальше читать не надо. Будет еще более скучно).

Машинка была простой, недорогой и зарекомендовала себя неплохим вездеходом. А сколько клонов она породила! И у японцев, и у китайцев и у наших (как я уже говорил) после войны появились до странности похожие авто. Нет, не даром говорят, что инженерная мысль независимо от стран приходит к одним и тем же результатам при решении схожих задач. Даже без промышленного шпионажа.

Кстати, дедушка … нет, правильнее сказать – прадедушка тогдашнего Виллиса – это Jeep Wrangler. Практически та же колесная база, та же компоновка и примерно тот же уровень комфорта. Пижон на улице, он на практике оказывается действительно достойным покорителем внедорожья, особенно в версии с самым мощным двигателем.

Но вот закончилась война и производство джипов начало стремительно сокращаться. Ну кому нужны вездеходы, кроме армии: немножко – нефтяникам, немножко – пожарникам, чуточку для различных аварийных служб в труднодоступных горных или северных регионах. Да, пожалуй, еще и фермеры – с их вечным нытьем о том, что им, мол, нужна универсальная машина, которая сочетала бы в себе свойства мула, яка и арабского скакуна – чтобы могла ездить по дорогам и без них, перевозить много груза, а если надо – пассажиров, таскать прицепы, и при всем этом еще обладать комфортом, близким к легковушкам, да и стоить недорого.

Вот тут-то и пригодился полный привод! Ведь практика преодоления бездорожья показала – здесь правила арифметики не работают. Машина с приводом на две оси не в два раза более проходима, а, пожалуй, в десять раз. И вот фермеры получили первые экземпляры своих больших универсалов-внедорожников. Они получили теплый прием и постепенно из утилитарных стали становиться модными. Но настоящий взрыв любви к себе внедорожники испытали в конце семидесятых. Это веяние поразило вначале американскую нацию, заставив судорожно соревноваться друг с другом японских производителей, в то время осуществлявших настоящую товарную экспансию в Северную Америку. Тогда то и появились, после Джипа-Рэнглера и Вэгонира, Форда-Бронко и прочих Шевроле и GMC, - Тойота-Лэндкруизер, Датсун (Ниссан)-Патрол, потом Исудзу-Трупер и куча мелковатых для американцев, а посему приспособленных в качестве пляжных внедорожников Судзуки. Они были угловаты, незатейливы, но обладали хорошими амбициями.

В то время Европа, со своими хорошими и вездесущими дорогами, игнорировала внедорожники «для народа». Исключение составляла только Англия, великая колониальная держава, возложившая миссию освоения саванн, пустынь и рисовых полей на Лэнровер-Дефендер, выпускающийся с 1957 года по сей день без существенных изменений в конструкции. Приципиальное изменение было только одно – лет десять назад в штатном оснащении появилась пепельница (шучу – на самом деле, кроме пепельницы, англичане оснастили машину прикуривателем и ковриками).

Справедливости ради, следует воздать должное и отечественным конструкторам, которые первыми сделали в 1977 году внедорожник без рамы, с несущим кузовом (как обычная легковушка), тем самым нарушив великий закон настоящего джипа – крепкое тело внедорожника должно покоиться на тяжелой и крепкой раме – как тело на костях скелета. Но «Нива» доказала всему честному миру, что легкий джип может обходиться и без рамы. Кстати, все нынешние Судзуки Витара, Тойота-Равы и Хонды-паркетники используют именно этот конструктивный принцип.

Кстати, существует классификация машин с полным приводом – off-roader (От англ. вне-дороги – внедорожник) , all-roader (От англ. все-дороги – вседорожник), SUV (SUV (Sport Utility Veihicle – англ. Транспортное средство Спортивного Назначения) и т.д. Если первые – действительно породистые гряземесители, своими разработчиками предназначенные для преодоления самого махрового внедорожья, то вторые, а особенно третьи – скорее мимикрические пародии на своих старших братьев и настоящей грязи боятся так же, как “Запорожец” – скоростных шоссе.

Подлинный расцвет внедорожники испытали в 80-х. Во-первых, на них в массовом порядке пересели американские домохозяйки, оценившие высокую удобную посадку, хорошую обзорность и вместительный багажник внедорожников.

Во-вторых, в СССР началась перестройка. И настоящие «пацаны» быстро сообразили, какая машина хорошо сочетается с красными пиджаками и массивными цепями, прикрывающих причудливо разбросанные по телу татуировки. Мода на внедорожники в Росии, всегда отличающаяся и от американской и европейской, прошла несколько этапов – от пристастия к Джипу-Чероки, а особенно Гранд-Чероки, до нынешней системы ценностей, в которых на вершине пирамиды – Порше Кайен, Геландваген от Даймлер-Бенц или Рэйндж-Ровер, Лексус, котрый побольше, еще может быть БМВ-Х5, недавно добавилась Ауди, на худой конец – Инфинти, далее Туарег, Мурано и прочие европейские монстры новой волны – отдельный разговор.

Нынешние американцы остались только в роскошных Линкольнах, да редких Шевроле-Трейлблейзер или Тахо), затем идет Тойота – Лендкруизер, потом пантеон других величавых японцев – Паджеро, Патрол. Внизу копошатся хондовские псевдо-джипы – CR-V и HR-V, ниссановские машины, тойотовские RAV, все «судзуки», как бы они не вытягивались в XL, и где-то там, у подножия, находится неклассифицированное, но очень пафосное братство полноприводных Вольво, Субару, Ауди и прочих легковых автомобилей, использующих идеологию полного привода для борьбы за карман покупателей роскошных универсальных машин, сочетающими в себе комфорт легковушки и способности джипов.

Про Хаммер, Акуру и экзотических итальянцев и прочий раритет я умолчу – они погоду не делают, а про автоэкзотику впору писать отдельное исследование.

Отдельным легионом стоят корейцы – с их явно наметившейся серьезной тенденцией побороться за место под солнце с удачной и вполне современной техникой нового поколения от Хюндай, КИА и даже слегка потерявшегося в постоянных сменах собственника СсангЙонг. А снизу их подпирают индусы и китайцы. И мы скоро услышим о них!

Россия упорно производит «козликов» различных поколений и вот теперь с помощью капитала GM сподобились модернизировать Ниву и теперь мелкосерийно предлагают «Шевроле-Ниву» по 12.000 и более у.е. за штуку доверчивому российскому покупателю.

Кто из них круче? Смотря для чего! Если речь идет о преодолении бродов, буераков, оврагов и случайно упавших на дорогу вековых дубов – то лучше использовать танк. Если возить пакеты с продуктами из магазина к себе на дачу – хорош тот джип, который есть у тебя. ООН в «горячих точках» использует Патрол и Лэнд-Круизер. Аварийные службы американцев – в основном свои машины. Англичане – только свои. Немцы – те, которые дешевле в эксплуатации. Наши – те, которые подарили международные фонды.

Но, положа руку на сердце, десятилетний УАЗ или Нива на правильной резине могут дать фору любому «буржую» в жидкой ли грязи, разбитой колеями, или в снежной каше, или на целине. Другое дело – какой ценой и с каким комфортом. В отличие от наших внедорожников импортные машины не только комфортнее, они, если правильно выразиться – другой породы. Могут и быстро, если надо. Могут далеко, если придется. Могут долго, коль есть такая потребность. Универсалы!

Но вернемся из грязевых ванн испытательного полигона в город.

Помните, когда-то правилом хорошего тона среди бомонда считалось ездить именно на джипе? Так вот, эти времена уходят! По крайней мере, тенденция уже явно показывает, что джип - это уже не модно. И это понятно и объяснимо – любой «правильный» внедорожник – это самый настоящий «боевой» грузовик с присущими ему комплексами и особенностями, среди которых доминируют – плохая управляемость, большой расход топлива, некомфортность перемещения, но, что стало действительно актуально, - очень сомнительная безопасность в дорожно-транспортных происшествиях!

Казалось бы – защищенные тоннами стали водитель и пассажиры внедорожника могут чувствовать себя спокойно в столкновениях не только со снующими внизу легковушками, но даже с легкими грузовиками … однако суровая статистика (за океаном она есть) говорит об обратном. Объясняется это тем, что у джипов высокий центр тяжести – из-за этого есть склонность к опрокидыванию в ситуациях, когда легковой автомобиль даже не теряет контакта с дорогой. Большая масса – более затрудненное торможение. А множество агрегатов, размещенных впереди и под пассажирами так и норовят при столкновениях и деформации кузова, подпираемые узлами мощной рамы, нарушить границы жизненного пространства пассажирского «отсека». И тут уже – ни подушки, ни ремни, ни даже катапульта – никого не спасут.

В принципе, происходит вполне понятная вещь. И даже разумная – это ведь все равно, что в городе перестали бы носить болотные сапоги и охотничьи куртки. Джипы медленно вытесняются туда, где они нужны, – в бездорожье. Правда, их место занимает новая порода – джип 2 - универсальные машины, которые с трудом поддаются классификации. Внешне они похожи на банду внедорожников – те же приподнятые силуэты, агрессивный обвес, высокая посадка и клиренс, колеса большого диаметра. Но … это скорее универсалы, приподнятые на усиленной подвеске, чем настоящие внедорожники. Некоторые из них даже не обладают полным приводом. И то правда – 99.9% своей жизни они проводят на асфальте – так к чему же эти лишние шестеренки и шарниры, которые только губят бензин и требуют дорогого обслуживания.

Что уж там упоминать о специальной раздаточной коробке с понижающим рядом передач для преодоления настоящего бездорожья – непременным и обязательным атрибутом истинных джипов! Все эти образцы так называемых асфальтовых (или паркетных) внедорожников – просто образцы развития автомобильной мысли в направлении – больше удобства, больше универсальности! Этакие гибриды для активной жизни – когда дорога скользкая или мокрая – второй ведущий мост поможет сохранить управляемость автомобиля. Высокий клиренс позволит штурмовать бордюры и прочие городские «преграды». Колеса большого диаметра позволяют «глотать» мелкие неровности в дорожном полотне. Тип кузова «универсал» – удобен для перевозки поклажи, собак, порой даже для коммерческих перевозок. Высокая посадка – плюс, обзорность – еще один плюс. Минус – смещенный вверх центр тяжести, что приводит к излишним кренам в поворотах, - нивелирован современными электронными системами. Вот и получается такая удобная во всех отношениях и универсальная машина «для жизни».

А куда же деваться армадам джипов, которые еще сегодня бегают по дорогам? Странный вопрос … А куда деваются джинсы из коллекции прошлого года, почти не ношенные, но уже ставшие немодными аксессуары, крепкая еще обувь с излишне острыми носками ... их передают по наследству тем, кому они еще могут пригодиться или продают тем, чьи мечты и цели отстают от современности на сезон, а то и на на всю жизнь…
Да, еще есть охотники, рыболовы и ... фермеры! И еще – американцы.

Кстати, с Мицубиши-Паджеро в Северной Америке вышла смешная история. На языке мексикацев слово «паджеро» по звучанию настолько напоминало обозначение лица нетрадиционной сексуальной ориентации, что маркетологам пришлось заменить эту марку на «монтеро». Исудзу, со своим «Трупером» повезло – они не стали массовой машиной в русскоязычных странах. Иначе им пришлось бы туго. Как вы яхту назовете … Туда она вас и отвезет.

Джипы уходят. Это уже факт. Свой золотой век они отжили. На смену им приходят более современные конструкции, более экономичные, более безопасные. Сегодняшний водитель не хочет больше платить за то, что ему не только не нужно, но что попросту мешает.

Но какой след от них еще остался на асфальте наших городов? Конечно же, полный привод – как полезная и желанная опция, анекдоты про новых русских на «тачках», и, кончено же – легенда, которая по-прежнему будет жить там, где нужно ехать, не разбирая дороги, используя компас и направления, а иногда лебедку и лопаты в мускулистых руках. Имя этому феномену – джип! Машина мужчин! Мужчина в мире машин.

Король умер … Да здравствует SUV!

Комментариев нет: