пятница, 8 августа 2008 г.

Есенин и ипотека

7 августа мы с приятелем решили поразмышлять над серьезной темой, которая достойна не обычного легкого прикосновения мысли, а требует концентрации сознания. В качестве разминки я предложил использовать кейс "Есенин и ипотека".

Ну, и понеслось... Оригинал с нецензурщиной - здесь.


Есенин относятся к тем уникальным авторам, у которых предвидение будущего шло рука об руку с поэтическим озарением. Возьмите, например, стихотворение "В хате", где в первых строках:



Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,

Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Сережа убедительно описывает быт хрущевки в Выхино, расположенной на первом этаже, уходящем под землю. Из подвала пробиваются поросли токсических мутировавших растений, которые поэт ради создания эффекта масштабности назвал "драченами".

Но посмотрите, как иносказательно используется "квас" для обозначения ипотечного кредита, как воплощения привлекательного манка, ведь это действительно - самый русский, необходимый для жизни напиток, фольклорный и обязательный на каждодневной трапезе - квас! И где он стоит? В дежке! В деревянной рассохшейся емкости, которая символизирует старое ветхое жилье....

Сразу становится понятно, что из хрущевки (изба) надо уезжать, улучшая жилищные условия, отходя от печного отопления (опять несколько иносказательно - Сергей, конечно же, имеет в виду не эффективное отопление из-за плохих потребительских свойств шлакобетона толщиной 3200 мм, который использовался в раннем панельном домостроении).

И что дальше? Риелтор! Он же таракан - вездесущий, наглый, проворный - лезет прямо в паз! Нехотелось бы заострять внимание, но это выражение "в паз" в словах великого поэта, охочего до женского полу, может означать только одно - попытка проникнуть в женские половые органы. Такими образом Есенин как бы однозначно указывает, куда надо пойти риэлтору, тем самым выражая, пусть и нецензурно, но метко, свое отношение к непомерным аппетитам агентств по недвижимости и высокие выплаты по банковским процентам...

Но финал, к сожалению, неизбежен. Улучшать жилищные условия надо!

Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Все домочадцы, которые становятся поручителями, нехотя, но вынужденно - именно поэтому - "заползают" (щенки... это ярмо с ранней молодости, как это метко) в хомут на всю жизнь.

Браво, Сергей! Так предвидеть быт следующих поколений, уметь заглянуть на 100 лет вперед может только настоящий гений. Пусть даже и литературный.


Вот еще одно стихотворение Есенина, с первого взгляда, казалось бы, скорее относящееся к положению с зарубежной недвижимостью, но, на самом деле, исключительно посвященное ипотеке. Итак, к оригиналу:

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Еще тогда, на заре XX века, Сергей Александрович предвидел, предчувствовал, что наступит тот момент, когда стоимость квадратного метра на родине сделает приобретение недвижимости за рубежом (в данном случае в Греции - "гречневые просторы" - стране члене-Евросоюза, между прочим) выгоднее, чем покупка "хижины" в Рязанском регионе. Напоминаю, Сергей жил в с. Константиново, недалеко от границы Рязанской и Московской области, 12 км. от шоссе Москва-Рязань, 180 км. от МКАД.

Но что интересно! Возможно, это может ускользнуть при первом прочтении... Обратите внимание на фразу "Уйду бродягою и вором". Ведь это ни что иное как эпитафия просроченному ипотечному кредиту! Человек взял ипотечный кредит, ситуация изменилась, он просто "не потянул", ка это бывает во времена рецессий, кризисов или длительных запоев. Получается что теперь? В глазах банка и перед законом он - вор. А после отчуждения квартиры недобросовестного заемщика в пользу банка судебным решением он кем становится? Правильно, лицом БОМЖ - бродягой.

Вот так, в нескольких словах, Есенин описывал события будущих лет настолько прочувствованно подробно, что поневоле закрадывается подозрение, что он либо пользовался машиной времени либо был от природы уникальным аналитиком, который по отрывочным данным из газет того времени и обрывкам застольных разговоров мог построит точную картину далекого будущего...

Так и хочется подпеть классику романтической флейты:

Пить не буду - даже просто пиво!
И с куреньем прочно завязал.
Спрашиваешь, откуда, братец, силы?
Ипотеку на квартиру взял!

и

Если б нищим дать свое жилище,
Да по нынешней столичной-то цене
Не смогли б они уже считаться нищими,
Хотя жили бы по-прежнему в говне...


И тогда marabu10 http://www.liveinternet.ru/users/marabu10/
сказал:

Ну, я тоже за примерами далеко не пойду. Трудно переоценить провидческий талант поэта, который еще на заре прошлого века предсказал массовую миграцию провинциалов в столицу, и конечно же жилищные проблемы, с которыми те столкнутся.

Давайте же обратимся к первоисточнику:

Старый дом мой давно ссутулился, Старый пес мой давно издох, На московских изогнутых улочках Помереть знать судил мне Бог.

Плачевное состояние регионов, наплевательское отношение властей к проблемам инфраструктуры, ЖКХ, трудоустройства вынуждали молодых талантов уже тогда устремлять свои взоры в сторону Москвы.

Однако, и там было все не просто. Институт ипотечного кредитования в те годы переживал не лучшие времена, точнее говоря он был на стадии незрелого сперматозоида, которому еще предстояло дозреть, выйти на свет (а точнее нырнуть во тьму), оплодотворить яйцеклетку рынка недвижимости при существенных рисках мертворождения конечного организма в итоге.

Перебиваясь первое время с водки на девок, ночуя с Мандельштамом по круглосуточным кабакам, Есенин очень ясно ощущал необходимость развития ипотечного кредитования, но власти того времени оставались глухи к его ощущениям.

Этот казалось бы незначительный исторический факт говорит нам о том, что нашим всенародно избранным согражданам очень полезно порой прислушаться к народному творчеству, которое часто несет в себе ясные посылы не только на хрен, но и в далекое будущее.

Или вот еще, в подражание великому земляку:

Белая береза за моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром,
За стеклопакетами тихо и тепло -
Хату в ипотеку всем купил назло.

Тридцать шесть квадратов с окнами во двор,
С видом на березу и стальной забор,
Хата без отделки, в комнате темно,
Полчаса на транспорте от станции метро.

Вот сижу и думаю, как мне дальше жить,
Жаль нельзя стихами за кредит платить,
Я не сплю ночами, водку много пью,
Ипотека душу бередит мою.

И еще из неопубликованных набросков...

Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать!
На кредит ипотечный для банка
Документы пойду собирать...


И далее:
Дай, друг, на хату денег мне,
Я сумм таких не видел сроду,
О них при мысли вою при луне,
И в тихую и в шумную погоду,
Дай, друг, на хату денег мне...


Пожалуйста, голубчик, не скупись,
Жилье мне нужно самое простое,
Не милой стала мне земная жизнь,
Когда узнал я сколько оно стоит...

Прошу тебя, дай мне свою поруку,
Отказом без нее ответит банк,
Договорились? Ну тогда жму руку,
А я разбогатею и отдам!

И продолжают нашу поэтическую вереницу слудующие строки...

Вот оно ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ!!!
С белыми окнами в сад,
В солнечном Северном Бутово
Плавает тихо закат...

Зравствуйте, голые стены,
Гречка опять на воде,
Комнату в центре хотелось,
А получилось в.. не там

Где-то в подъезде несмело,
Где мусоропровод забит,
Нарик втыкается "белым",
Бомжик тихонько смердит...


Плотной толпой тараканы,
Мнут колею на стене,
Глупое, милое счастье
Взять ипотеку в Москве.

и еще!

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что ипотека
Появилась в мире.

Братья, представляю вам неофита ордена, с моим поручительством. К сожалению он пока не может быть с нами здесь, поэтому я буду ретранслировать его послания.

Ипотека моя, ипотека...
Ведь о ней я не ведал раньше.
Но схватила она за яйца,
И уж нет в моей песне фальши.

Раньше водку я пил с друзьями
Не считая бабла и бутылок
Расплатиться б теперь с долгами
И не делать таких ошибок

И пускай я голодный и бледный
Но зато ведь теперь москвич я
На окраине Южного Бутова
Наслаждаюсь жизнью столичной.

(с) Rainman 2008

2 комментария:

Marabu10 комментирует...

Приветствую! Интересно а как тут подписаться на посты и камменты... Уведомления на почту что ли приходят?...

Ruslan Gulevich комментирует...

Я же оставил такую фичу. Смотри вверху справа на первом экране - подписка)