Они появились на свет почти одновременно. 28 декабря 1895 года в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ первого фильма «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Братья Люмьер сделали для человечества главный подарок - они подарили ему искусство в движении.
В том же году, пять лет спустя после первых экспериметов Леона Серполле и Эрнеста Арчдекона, совершивших свой автопробег от Парижа до Лиона, конструкторских изысков Эмиля Левассора и Панара в Европе и попыток наладить производство одноцилиндровых мото-колясок Чарльзом Дуриапо ту сторону океана, легендарный Бенц строит первые 135 автомобилей. Более чем 40 автомобилей "Benz" ездили в декабре 1895 по дорогам Франции. Автомобили подарили человечеству движение как вид искусства.
Франция, 1895 год. Автомобили и кино. Едва появившись на свет, эти «братья» стремительно стали покорять людей и … друг друга. Тогда они еще не знали, что созданы породниться. Но неотвратимая судьба подталкивала их к неизбежному знакомству, близкому и продуктивному.
Вначале оба они были уделом немногих – техническим казусом, объектом возмущения общественного сознания, причудой богатых бездельников. Но уже через три года с момента появления синематографа родился первый, как бы мы его сейчас назвали, рекламный ролик. В эти же годы множатся рекламные автопробеги, которые доказывают широкой общественности практическую пользу от применения машин.
Реклама – двигатель торговли. Торговля – суть цивилизации. Они не могли не встретиться. И это произошло. История не сохранила однозначных свидетельств интимных подробностей этого события. Но это наверняка произошло еще в XIX веке.
С тех пор их судьбы идут рука об руку, тесно переплетаясь на пленке. Этих два изобретения человечества вместе и каждый по отдельности стали не только главным антропоморфным фактором, изменившими за сто лет внешний вид планеты и сознание людей. Именно эти два компонента сейчас определяют образ и стандарт жизни. Нашей жизни. Причем синергетика их взаимного влияния на наш быт такова, что иначе как наркотиками автомобиль и кино уже и не назовешь.
Даже Владимир Ильич отметил уже в 20-е годы прошлого века «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Что он говорил про автомобили – доподлинно не известно, но от Роллс-Ройса и Паккарда не отказывался. А его зажигательная речь на Финском вокзале, которую он произнес с броневика? Броневик ведь – суть грузовое шасси, накрытое стальным листом для защиты от пуль. Вот так, на автомобиле, опираясь на кино, в свое время въезжала революция на просторы Российской империи (не путать с «Я – революция!» В.Сердючки).
Я утверждаю, что не язык, не мода, не культурные особенности определяют сейчас взаимодействие наций в их извечном споре «кто лучше?». Автомобиль и кино – вот лакмусовая бумажка современной цивилизации. Главный тот, у кого лучше кино и машины. Сравним?
США – всегда большой роскошный автомобиль и привычка доминировать в мировом кинематографе. Выражаясь журналистскими штампами - союз стального коня и мужика со стальными яйцами. И фильмы-то какие - «Скорость», «Скорость-2», сериалы про дорожные патрули, рейнджеров, попирающих их хайвеи колесами гигантских внедорожников. Даже грузовики – у них герои). А мужчины – всегда патриоты и победители, даже если они женщины за баранкой рейсового автобуса. Признаемся честно, что мировую битву за кинематограф американцы, судя по всему, выигрывают. Если не нокаутом, то по очкам и очень убедительно. С машинами хуже – особенно последние лет двадцать – ни шарма, ни надежности, ни сколь нибудь серьезных экспортных успехов. Так, внедорожнички, PT-круизеры, Крайслер-вояджеры и немного стретчевых Кадиллаков с Линкольнами. Получилось несколько растянуто, вы не находите? Короче, одна радость у янки – кино!
Россия – «Копейка» и мужественный бытовой алкоголик, спасающий страну. Умолчим о том, что копейка есть ни что иное, как Фиат-123 60-х годов заимствования, а мужественный алкоголик – понятие само по себе парадоксальное. Углубимся в ретроспективу. Кто такой «наш» водитель? Вначале – простой рабочий парень за баранкой грузовика на целине, потом образ трансформируется до образа «Берегись автомобиля» с преступником-донкихотом-робингудом-деточкиным.
И в самом деле. В стародавние советские времена чем был автомобиль для народа? Там за рулем – либо ГБшник («Наши люди на такси в булочную не ездят!» - «Бриллиантовая рука»), либо сам Штрилиц в мерсе («Семнадцать мгновений весны»). Вот и получалось - как только приличная тачка и нормальная дорога – так действие проходит за границей. Ну да бог им судья и свидетель. Тем более что современные машины у россиян – сплошное кино. А кино, наоборот, - почти все подряд - один грязный выхлоп. И на то и на другое не хватает ни денег ни талантов, наверное.
Франция, согласитесь, – прежде всего ситроен DS 60-х с его лягушачьим оскалом овального совершенства форм, который так полюбился Де Голлю. Утонченный шарм прекрасных раскованных незнакомок, легкий и понятный юмор импульсивного Луи де Фенеса, полюбившего маленькие военные вездеходики в сериале с незадачливым полицейским начальником. Это мужественный Ален Делон, харизматик Депардье за рулем то Симки, то пежо, то рено, а то даже и многочисленных малолитражек (если по сценарию надо). А Пьер Ришар, сокрушающий в своей невезучести сотни «Малышей». Бельмондо и его снисходительное самолюбование за баранкой любого автомобиля. А потом – феномен бессоновского (хотелось сказать бесовского) «Такси», «Такси-2» и далее по ряду арифметической прогрессии (скоро доберутся до «Такси-406» а там, глядишь, Пежо поменяет флагмана среднего класса, уже почти дождавшегося преемника, и придется снимать все заново) с обаятельным дегенератом-водителем, патологическим нарушителем правил.
Запомнились в комедиях с тем же Луи де Фенесом и монашки в архаичном ситроене 2CV. А чего стоит обреченное подтрунивание над шедеврами немецкого автомобилестроения? Ведь французы проигрывали «бошам» всегда, от самого рождения автомобиля, по крайней мере в технологическом аспекте. И хоть в их фильмах «свои» побеждают, мы –то знаем …
Вот такие машины и кино во Франции – легкие, юморные, понятные и с шармом (если заводятся :-). К слову – у меня сейчас четвертая по счету за последние шесть лет француженка. В смысле – машина. Так что с кино и машинами у них не все так плохо! Сбалансированная нация.
Англия – шедевральное шествие Остин-Мини, изобретение сэра Алекса Иссигониса, гениального конструктора, позволившего Остину Пауэрсу утверждать стебовый стиль жизни 60-х в мире 90-х. Это Лэнд-Роверы в каждой романтической балладе – покорители Азии, Африки и Индокитая, как свидетельство колониальной политики выдыхающейся империи. Это куча скучных фильмов с хорошими машинами (их детективы с Ролс-Ройсами и Бентли) и несколько веселых комиков в веселых сериалах (Бенни Хилл, Мистер Бин) за рулем все того же культового Мини, воспевающих и подтрунивающих одновременно над своей национальной малышкой на 12-ти дюймовых колесиках, выпускавшейся добрых три десятка лет почти без изменений.
Честно говоря, англичане в кино хороши, с моей точки зрения, только в комических сериалах, построенных на экранизации островного варианта юмора, да и машины у них в большей части смешные. Шутка ли – сегодня в Британии не осталось ни одного национального производителя автомобилей – все серьезные бренды продались гигантам мирового автомобилестроения (Ford, BMW, Volkswagen etc). Битва проиграна, не так ли?
Германия – вот тут я задумаюсь… То ли слишком машины хороши … то ли с кинематографом у них не совсем получается. Хотя, названия классики еще довоенных немецких фильмов (не видел, но нашел в сети, каюсь) говорят сами за себя: Джое Май, "Асфальт", Вильгельм Тиле "Трое с заправки". Что уж молвить про машины – мы еще помним ту самую поговорку: у настоящего мужика часы должны быть швейцарскими, машина немецкой, а жена – русская. Но уж в фильмах про войну их техника хороша! И побеждает, как в жизни. Правда, в последние годы у них наметились проблемки со сбытом. Но пока легенда еще жива. А с нею и мерседес, и БМВ и даже немного Опель (напоминаю, Москвич-401 на самом деле репатриированный Опель-Кадет). Вердикт – машины хороши. А с кино … мягко говоря, может, им надо поучиться у своих же производителей автомобилей.
Италия – смешные маленькие микролитражки и очень импульсивные чернявые товарищи по средиземноморскому времяпровождению. Марчело Мастрояни. Очаровательная Орнела Мутти и молодой Челентано в комедии «Укрощение строптивой», где сцена на заправке - героиня, расположившись в кресле классического мерседеса-купе, легко расстается с верхней одеждой - повергая в прострацию заправщика – все так мило, естественно и убедительно! Вкусно и приятно! Чин-чин! Как кино, так и машины у итальянцев – быстрые, темпераментные, очень красивые, слишком поверхностные, с извинительными конструктивными и сюжетными огрехами. Настоящие итальянцы, короче. Ох и далеко им до лидеров, но стиль и дизайн не подлежат обсуждению, это верно.
Японцы? Уж на что они преуспели в автомобилестроении, так бездарно провалили культурную революцию. Не считая .полнометражных мультиков, конечно. Причем не только для детей. Очень трудно увидеть живьем японский фильм, согласитесь. Почти невозможно, если вы не кинокритик или работник японского посольства. Что мне оставалось, чтобы дать шанс ребятам с восточных островов? Я не поленился и внимателно просмотрел самый полный список японских фильмов, найденный в открытых источниках - план проведения Фестиваля японского кино, приуроченного к саммиту "Большой Восьмерки" на Кюсю и Окинава в 2000 г. Итак, что мы видим у представителей страны восходящего солнца? Из двух десятков фильмов – один прямо в точку - "Адреналиновая гонка"!
Краткое содержание: Сатору СУДЗУКИ в один "прекрасный" день, управляя автомобилем, сбивает "Ягуар" якудзы Куроива. Сатору насильно приволакивают в мафиозную "контору" - бар и требуют огромные деньги за ущерб. Вдруг в баре происходит взрыв газа - все выгорает, якудза лежат в крови… А! Каково? Жаль, я не из Хабаровска 2000 года. После такого анонса обязательно посмотрел бы ленту. Думаю, что потерял много. Не видел. Чего стоит одно только словосочетание «ягуар-якудзы-куроива»! Это ж не звуки речи, а чуть приглушенная песня коленвала 12-тициллиндрового двигателя на холостом ходу! Нет, однозначно, японцы умеют строить машины. И писать анонсы по фильмам с их участием. Но снимать только учатся. Полная диаметральная противоположность американцам. Эх, их бы объединить – получилась бы идеальная держава!
Не хочу вспоминать про короткометражки грузинских товарищей советских времен, где время от времени появлялся самый первый “Запорожец”. Помните этих милых дорожников? Добрые воспоминания. Наконец, Украина. Таврия. Дэу «Ланос». Китай. Велосипеды на площади Тьань-ань-Мынь. Занавес. Кино!
И отдельно, абсолютно нетленная вневременная и наднациональная серия «Джеймс Бонд» как апофеоз тонких гармоничных отношений героя-любовника и обольстительного автомобиля благодаря воплощению стратегии вначале глубоко замаскированных, а потом нагло торжествующих рекламщиков, продвигающих методом prodact placement продукцию BMW и Ford Motors Co (Jaguar и Aston Martin). Вот это симбиоз крутого парня и его верного помощника! В бондиане машины не только ездят, плавают и летают – они разделяются на части, плюются огнем и ракетами, разливают масло на дороге … кажется, даже проводят любовную прелюдию с подружками Джеймса, когда тот выполняет не может уделить им внимание во время своих опасных заданий и миссий. Нереально красивые машины (недоступные большинству), недоступно красивые актрисы (недоступные большинству), нетипичный англосаксонский юмор (недоступный большинству)! Вот такое кино – недоступное большинству.
Вот мы оценили вклад в цивилизацию десятка наций. Это картина сегодняшнего дня. Но мир так уверенно движется к всеобщей глобализации, перемешивая культуры и капиталы, что лет через сто будет мировой автомобиль и мировое кино… Боюсь, что и то и другое будет сделано в Китае. Впрочем, чего бояться? Это уже почти реальность – надо просто внимательно просмотерть наклейки на частях практически любой машины или внимательно прочитать титры в кинолентах.
Сейчас нет ни одного фильма без автомобиля, равно как и автомобиля, который не удостоился хотя бы самого маленького рекламного ролика, если уж не участия в полнометражной киноленте. Автомобили и кино срослись венами, поршнями и клапанами. Точно так же, как мы срослись с культурой и запахом 95-го. Да, мы такие – мы гадим в атмосферу некатализированными выхлопами, да – мы смотрим отвратительные голливудские фильмы. Да – для нас, чем больше автомобиль, тем престижнее и круче! Да! А почему нет? А чем мы хуже?
2/18/04
Комментариев нет:
Отправить комментарий