вторник, 12 августа 2008 г.

Восток идет!

Что такое Восток? Часть света, мода или … образ мысли? Тогда что такое Запад? Диагноз, оправдание излишней педантичности или просто клеймо “сделано в …”? Наверное, это зависит от того, что мы назовем Востоком.

Сегодня Восток – это собирательное название всего, что чуть-чуть отличается от общепринятого. Не кетчуп, а соевый соус. Не жареный карп, а суши. Не мерседес, а лексус! Не доллар (прости, господи), а йена или, совсем уж прости всемогущий, юань!

Восток – это Мураками и фэн-шуй, икебана и искусство дыхательной гимнастики, философия созерцания и даже немного Тибет. Что такое Восток – способ украсить себе быт или степень свободомыслия? Мода или отголоски вселенской политики? Направление или желание выделиться?

Наверное, все сразу. Мода на восточный стиль появилась не сегодня, не сейчас, и даже не сто лет назад. Может быть, она пришла с ханскими ордами хорошо подготовленной военной машины, поработившей почти все славянские земли. Ведь победителей не судят! А значит, все то, что отличает их от нас, - стоит того, чтобы перенять и воспользоваться во благо.

Не уверены? А зря! Столько ассимиляций и заимствований, сколько тот же русский язык и культура сделали от своих восточных соседей-поработителей, не имеет, пожалуй, ни один другой язык или культура. Для россиян и южной Украины Восток – не редкость и не уникум, это ежедневный контакт с представителями другого сознания. Да, Восток, конечно же, тоже очень разный. Это и Кавказ с его тысячами народностей, это и страны Ближнего Востока, первые легенды о богатстве которых донесли до европейцев еще древние греки, это и бескрайние просторы Китая, голые пустыни невыразительной малонаселенной Монголии, экзотические обряды Японии и Камбоджи, победитель сверхдержавы 60-х в затяжной войне – Вьетнам, сытый Гон-Конг, непознанный, но неоспоримо доминирующий духовно Тибет, развратный Тайланд и, естественно, Корея с прочими островными государствами, мелкие размеры которых не позволяют им претендовать на упоминание в тексте.

«Восток – дело тонкое» - заявил один из самых брендовых героев «Белого солнца пустыни» и был очень прав. Даже не столько тонкое, сколь непонятное. Действительно, надо признать, проведя некую виртуальную линию между нынешними условными границами Востока и Запада, которая в аккурат пройдет по границам Юго-востока Украины и коренных Российских территорий, мы разменяем не только меридианы и широты, мы очутимся в другом мире. Другие расы, другие верования и религии, другие уклады и системы жизненных ценностей, другие философии и даже отношение к смерти. Все те атрибуты восточности, которые мы можем, восхищенно похмыкивая, мять в руках – на самом деле лишь отголоски сути наших отличий.

Запад – прет нахрапом, подчиняет и покоряет не глядя. Среди его «заслуг» - уничтожение коренных народов Америки, главенствующая роль в надвигающейся экологической катастрофе, алкоголизм, пристрастие к тяжелым наркотикам и претензия на отпуск не менее 24-х рабочих дней. А чего стоит тот же фаст-фуд – истинно западный ориентир в системе ценностей!

Восток – он другой. Он сначала слушает и смотрит, потом делает … или не делает. Причем чаще всего ограничивается вторым вариантом. То, что мы называем фатализмом – на самом деле трезвая оценка собственной роли в процессе мироздания. То, чем мы восхищаемся в мелочах – глубокие следствия типичной для Востока попытки достигнуть гармонии с внешним миром.

Возьмем ту же моду на японскую кухню. Что в ее основе? Восхищение природным вкусом отдельных продуктов и попытка соединить лучшее, не затмевая отдельные ингредиенты в общем букете. Это понимание природы в ее гармоничном великолепии и ученическое прилежание в желании приблизиться к естественному течению вещей, повторяя, а не пытаясь воссоздать новое.

Даже китайцы – они другие. Наглотавшись европейской пыли и переняв все дурные манерки частых гостей с Запада, в отличие от Японии, закрытой до некоторых времен, как колпаком, от воздействий внешнего мира, они не стеснялись перенять чисто Западную вседозволенность и страсть к нездоровым экспериментам. Мясо с овощами. Тесто с салом. Грибы с рыбой – неважно что – только китайцы могут сделать утку с вкусом земляники, что абсолютно противоречит идеологии тех же японцев. Для них лучший вкус утки – это вкус, извините, утки. Но лучше рыба!

Мы идем по верхам. Не вникаем в глубину вопроса. Боюсь, что такая попытка заставила бы нас смирить свою гордость. В отличие от Запада, восточная цивилизация уже тысячелетия назад столкнулась с тем, что сегодняшний Запад только начинает расхлебывать - с перенаселением. Они многие года вынашивали философию близкого соседства бесконечного количества индивидов таким образом, чтобы минимизировать их воздействие друг на друга. Не то Запад. Когда им становилось тесно – они просто брали новые земли, на которых тиражировали свою модель поведения, где во главу угла ставилось понятие свободы – абсолютной свободы индивида не только над пространством, но и над природой, здравым смыслом, и другим обитателями, которые сдуру пересекли границу его владений. По сравнению с восточниками, западные жители всегда отличались, как это не прискорбно, наплевательским отношением ко всему внешнему. Эта роскошь недоступна восточникам уже многие тысячелетия, что и заставило их выработать свое отношение к каждому клочку природы.

Запад придумал техническую революцию. Та породила невиданной величины промышленный рост, социальное расслоение населения, окончательное и смертельное загрязнение природы, чудовищной силы изобретательность орудий уничтожения. Ведь те же китайцы, промышленно использующие порох тысячелетия до знакомства с ним европейцев, не применяли его для уничтожения подобных себе. Другое дело - европейцы! Их мозги, тонко настроенные на волну уничтожения себе подобных, сразу смекнули, для чего хорош порох. Вот еще одно очевидное свидетельство алчности молодых западных наций.

Да, восточники древнее нас, мудрее нас, они уже пережили то, до чего мы не дошли, и как старший хитрый и непредсказуемый брат смотрят на нас, посмеиваясь, щуря и без того узкие глаза – мол, давай-давай – веселись! Руби сплеча! Опустошай и круши! Чем больше сделаешь ты - тем легче будет нам… когда мы придем. И это уже не смешно. Задайте себе вопрос – кто делает лучшие машины, механизмы, приборы и устройства? Они! Кто делает самую вкусную еду и самую технологичную одежду? Они! Кто может стать родиной новой религии и мировой философии, построенной на принципах уважения и любви к каждой молекуле, окружающей нас? – они! Кто размножается, опережая все возможные прогнозы естественной убыли европейских потерявшихся в поисках состоятельного образа жизни стран? Они. Кто постепенно входит в нашу жизнь, со своими фэн-шуями, боевыми искусствами, технологиями, машинами и лекарствами, книгами и культурными экспансиями? Они. Откройте глаза, европейцы! Сколько нас – и сколько их? Просто количественно! И после этого вы еще спокойно читаете эти слова?

Быстро – в буддийский храм, в тайский ресторан, за руль Тойоты – скоренько привыкайте! Потом будет поздно. Единственный шанс уцелеть – научиться быть ближе к ним. Нам повезло – они рядом. Западенцам хуже – они еще не догоняют. И к черту свободу! Харе Кришна!

17.02.04

Комментариев нет: